Манипулируя условиями, они дают возможность побеждать нужным им компаниям
После очередного мониторинга сферы жилищно-коммунального хозяйства Актобе областной департамент антикоррупционной службы схватился за голову. При изучении бюджета на благоустройство мониторинговая группа выявила, что на содержание 422 малых архитектурных форм (МАФов), 94 исторических памятников и мемориальных комплексов в Актобе из бюджета города было выделено 46 млн тг. Конкурс выиграло ТОО “Қайсар Relations”. Как выяснилось, это ТОО максимально сдемпинговало стоимость работ до 25,2 млн тг. Через 15 дней после заключения основного договора заказчик – отдел ЖКХ Актобе – заключил допсоглашение с ТОО “Қайсар Relations”, увеличив стоимость работ с 25,2 млн тг до 43,8 млн тг.
Другой договор о госзакупках с ТОО “Қайсар Relations” был заключён 12 апреля 2023 года ГУ “Аппарат акима района "Алматы" Актобе”. Сумма договора – 25 млн тг. Согласно договору, “Қайсар Relations” должно было установить 8 МАФов: “Аң стилі”, “Ою өрнек гүлзары”, “Наурыз мейрамына”, “Тәуелсіздік” в населённых пунктах Рауан, Бекқұл баба, Қызылжар и посёлке Нокина.
В июне 2023 года с тем же ТОО аппарат акима района “Алматы” Актобе заключил дополнительное соглашение на установку дополнительных 5 МАФов: “Жаңа жыл”, “Бренд "Алматы" ауданы”, “Торсық”, “Алты бақан”, “Ақсақал”. После этого дополнительного соглашения сумма ранее заключённого договора увеличилась на 15 млн тг. По договору срок гарантийного обслуживания установленных МАФов составляет 1 год. Однако в мае 2024 года акимат Алматинского района Актобе заключил договор на обслуживание этих же МАФов с ТОО “Есиль-2018” на 17,6 млн тг.
Такая же ситуация сложилась и в акимате Астанинского района Актобе. Чиновники акимата Актобе на этом не остановились. Такой “творческий” подход к лоббированию интересов подрядных организаций акиматами районов Актобе попахивает коррупцией, решили в Антикоре. Заключение дополнительных соглашений привело к значительному увеличению стоимости проектов на 35,6 млн тг.
Но на этом бюрократы городского акимата не остановились. Как установил Антикор, в 2022 году в Актобе реализовывался проект “Декоративная подсветка домов по городу Актобе”. Стоимость проекта – 444,6 млн тг. Одним из квалификационных условий для допуска заявки на участие в конкурсе был опыт работы не менее трех лет в декоративно-отделочных работах. Однако в большинстве закупок наличие опыта работы на рынке закупаемых работ и услуг, в том числе по данному виду, не является обязательным.
Также в квалификационных требованиях, предъявляемых к потенциальному поставщику, была указана необходимость наличия легкового автомобиля, хотя он не выполняет никаких технических функций по реализации проекта. При отсутствии этих требований в конкурсе могло бы участвовать больше заявок, и потенциальная экономия за счёт договорной стоимости очевидно увеличилась бы. Однако участие поставщиков было ограничено.
Не менее творчески бюрократы из ЖКХ Актобе подошли к сдаче в аренду госсобственности.
КГП “Қызмет Ақтөбе”, к примеру, заключало договоры с индивидуальными предпринимателями, предоставляя им в аренду земельные участки на территории Парка первого президента. Сумма аренды составляла от 50 до 500 тысяч тг. Но, как оказалось, за последние пять лет деньги от этой аренды так и не не попали в бюджет.
Фото: yandex.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!