Завтра будет так же, как вчера. Точнее, в этом году – как прошлом. И позапрошлом. И позапозапрошлом
Это я все про снег, дороги и акимат Алматы. Долго объяснять не буду – все вчера утром так или иначе ехали на работу, видели дороги (точнее, кашу из снега на них) и пробки, пробки, пробки…
* Снег идет как положено
* Учим матчасть: шугу надо бояться
* Слету любителей летней резины быть!
* Это вам не «Экспо» строить…
Снег идет как положено!
А все потому что за ночь и первую половину дня в четверг, 17 ноября, в городе и предгорьях выпало до 20 мм снега. Но акимат, собственно, здесь никакой проблемы не увидел.
«Ничего страшного не произошло. Снег идет, как положено. Его время пришло», — сказал руководитель управления природных ресурсов Алматы Эльдар КИЛЬДИБАЕВ.
Все замечательно. Снег идет, winter is coming и все такое. Но позвольте – по таким дорогам даже Белые ходоки не пройдут!
А если без шуток, слышать такое заявление от того, кто должен бороться с последствиями осадков, как минимум, странно.
Однако Эльдар Кильдибаев даже попытался рассказать, как происходит процесс уборки улиц. Кратко: ночью посыпали, когда выпало 5 см снега, затем подмели через пару часиков, а под утром снег смешался с реагентами и образовалась та самая каша. А улицы, между тем, очищают 1600 дорожников и 763 единицы спецавтотехники…
Но итог поутру был более чем плачевным: почищен оказался лишь очень небольшой кусок центра города, а такие загруженные и скоростные магистрали, как проспект Суюнбая и Райымбека, улицы Майлина и Дзержинского, ВОАД, Толе би и т.д., оказались погребены под слоем снежной каши, что повлекло за собой огромные пробки.
Учим матчасть: шугу надо бояться
«Снег теряет свою липкость, на дорогах — «каша», шуга, не надо ее бояться, переживать. Никакого гололеда нет, сцепление колес с проезжей частью — отличное. Ожидается, что к 18.00 снег перестанет идти, и мы можем уже с уверенностью говорить, что все поедут по нормальному асфальту домой», — заявил г-н Эльдар Кильдибаев.
Позвольте мне как автожурналисту вмешаться: любому мало-мальски грамотному водителю известно, что шуга – очень опасная субстанция, которая забивает протекторы любых шин (шипы – не шипы, уже, собственно, неважно), что ведет к нарушению отвода воды из пятна контакта.
Езда по шуге сродни аквапланированию, даже еще страшнее. У нее и название собственное есть – слэшпленинг. Конечно, сейчас шинопроизводители стараются делать упор на самоочищающийся проектор и прочее, но все ли наши автолюбители покупают новые и, главное, дорогие шины (для справки: цена хорошей покрышки в среднем от 15 000 тг. за баллон)? А у кого-то просто протектор уже подстерся и не работает в полную силу…
Слету любителей летней резины быть!
И даже подтверждение опасности этой самой шуги есть: «За минувшую ночь по настоящее время в Алматы зафиксировано 75 дорожно-транспортных происшествий, 17 человек получили телесные повреждения», - отчиталось ДВД Алматы и призвало «всех участников дорожного движения к всеобщим правилам дисциплины на дорогах».
Конечно, не все ДТП из-за каши на дорогах, которая, кстати, ближе к вечеру умудрилась застыть и превратиться в «чудесный» бугристый гололед (не верите – прокатитесь по Райымбека!).
«Лысая» резина, невнимательность, «азарт» пешеходов, выбегающих на «зебры», как летом (нам еще тормозить, помните об этом!) – все это ДТП-факторы.
Несколько советов всем водителям по вождению в зимний период (особенно в первый сильный снег):
- не делайте резких движений: газ/тормоз – все плавно, аккуратно, не торопясь;
- при торможении на перекрестке или «зебре» (да любом торможении) смотрите почаще в зеркало заднего вида – кто-то может не успеть затормозить, а вы потеряете секунды, необходимые для маневра;
- хорошо очищайте крышу своего автомобиля – внезапно съехавший на «лобовик» снег после очередного маневра может принести море неприятностей;
- ну и, конечно же, меняйте вовремя резину – зима не приходит «неожиданно».
Это вам не «Экспо» строить…
А везде ли такое, как у нас каждую зиму происходит? Ну нет же! Вот, к примеру, Финляндия мобилизуется за сутки до снега (конечно, не вся, а лишь Управление дорог).
Дороги страны делятся на 5 классов (по уровню загруженности, в основном), приоритет – у магистралей и улиц. Даже если снег шел всю ночь, в начале рабочего дня его не должно быть на дорогах свыше 2 см!
Однако на них нам равняться сложно, так как там уже пришел век «Экспо» и высоких технологий – в Хельсинки, например, все центральные улицы оснащены подогревом. Но не только он спасает ситуацию, а в первую очередь четкое понимание проблемы и реагирование на нее (там дороги чистят на скорости 70-90 км/ч!). А у нас шуга – это отлично.
В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов, и эти деньги действительно идут на дороги.
А в США за всем следит система Clarrice – она через специальные датчики собирает информацию со всех федеральных трасс и передает ее операторам для принятия оперативных мер (и опять – ОПЕРАТИВНЫХ!).
И в Японии, где в некоторых городах за ночь может выпасть до 20 см снега (ну прямо как у нас), с ним эффективно борются. Даже огромные снежные заносы в горах не помеха – машина с буром и спецтехника могут все!
В общем, личный краткий экскурс в историю снегоуборки показал – она реальна. Но, видимо, не в нашем городе. Нам и шуга подойдет…
P.S. А еще мне хочется спросить у акима Алматы, г-на Бауыржана БАЙБЕКА. Уважаемый Бауыржан Кыдыргалиулы, вы же бывали в Европе, видели, как там все происходит.
Почему в южной столице Казахстана никак не наладится?
Зима всегда приходит в одно и то же время, и техника вроде есть, и деньги из бюджета выделяются, а все одно – каждый снег - коллапс.
Что мы делаем не так?
Фото автора.