В то время, как представители интеллигенции Павлодара ополчились на барельефы художника Александра Бибина, в Москве провели выставку его картин
На днях в Музее-галерее Евгения Евтушенко (отделе Государственного центрального музея современной истории России) завершилась выставка картин Александра БИБИНА "Мгновения жизни". В аннотации к ней сообщалось: "Один из самых неординарных художников современности был из числа тех славных шестидесятников, которые определили культуру огромной страны на десятилетия вперед и вошли в историю как явление необычайной динамики, мощи, мысли. Знаменитые "бульдозерные выставки" прогремели на всю страну, а были такие же художники и в далекой глубинке вроде Павлодара, где жил и творил никому тогда не известный Александр Бибин. Долгое время А.И. Бибина обвиняли в формализме. В 1983 году он был лишен мастерской, репрессирован и исключен из Союза художников СССР. В 1989 г. реабилитирован и восстановлен в Союзе художников СССР. Многие работы художника были запрещены для показа. Впервые они предстали на суд зрителей в 1994 г.".
…Во время визита Евгения ЕВТУШЕНКО в Павлодар в августе 1997 года Александр Бибин в списке встреч не значился. Вмешалась судьба. Вечером на кухне павлодарского филолога и музыковеда Наума ШАФЕРА пили чай, разговаривали. Хозяин показывал Евтушенко пластинки. Взгляд поэта остановился на "Кирпичиках" - антологии русского городского романса за 100 лет. "Что это?" - спросил Евтушенко. Шафер начал было объяснять, но гостя, как выяснилось, заинтересовала не сама пластинка, а ее оформление. "Завтра же я должен встретиться с этим художником", - заявил он. Наутро Евтушенко два часа провел в мастерской Александра Бибина. У поэта была большая коллекция художников-нонконформистов, освободившихся от гнета идеологии и "официального" вкуса - НЕИЗВЕСТНОГО, БУЛАТОВА, РАБИНА... И когда в провинции Евтушенко вдруг обнаружил работы того же уровня, он был поражен тем, что Бибин за столько лет нигде толком не выставлялся, ни разу не был за границей.
Оценивая творчество художника, поэт восторженно написал: "...Во всем мире сейчас не более 10 - 15 крупных художников, которых узнаешь по почерку. И вдруг - о, чудо! - в Павлодаре состоялось мое открытие огромного художника Александра Бибина. Это художник мирового класса. Фантасмагорический реализм. Раблезианство XX века. Великая картина "Вязальщица" достойна висеть хоть в Лувре. Тщательная выписанность деталей, вулканическая власть эмоций, мощь мысли. Ни одного пустого сантиметра без нагрузки мыслью, цветом. Словом, гений - неведомо как выживший среди диссидентских процессов, тусовок и разных видов продажи. Ему суждено большое будущее, потому что у него уже есть большое настоящее. Этот человек - гордость Павлодара...".
Окончив в 1965 году Алма-Атинское художественное училище, Александр Бибин начал работу в Павлодаре в области монументального искусства, станковой живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В 1979 году на Московской студии научно-популярных фильмов сняли документальный фильм о художниках, работающих со стеклом, керамикой, смальтой, героем которого стал и Бибин. В этом же году он завершил свой наиболее известный витраж "Разбуженная степь" (на снимке), украсивший Дворец тракторостроителей - ныне Дворец культуры имени Естая. 150 квадратных метров литого стекла, изготовленного художником на стеклозаводе в Белоруссии, монтаж стеклянной стены из сотен деталей, весящей 12 тонн и высотой с трехэтажный дом, - все это заняло три года работы. Творческая секция монументалистов выдвинула художника на получение звания, но...
Даже студентом Александр Иванович не торопился показывать свои картины, считая живопись "интимной вещью". "В шестидесятые годы первое же участие в областной выставке работ молодого живописца вызвало настороженность и даже враждебность к его творчеству, - писала о Бибине искусствовед Н. НИКИФОРОВА. - Нелепо, в бреду "борьбы с формализмом в искусстве" была уничтожена тогда декоративная роспись в фойе павлодарского музыкального училища, являвшаяся для художника своего рода итогом большого цикла "Музыкальных композиций".
Следующее участие в выставке было только в 1993 году, после ареста и нескольких лет заключения по надуманному обвинению. Художника полностью реабилитировали. Годы изоляции не озлобили Александра Ивановича. Помогло философское отношение к жизни и творчество, которым он продолжает радовать своих поклонников и друзей, в число которых в 1997 году вошел и Евгений Евтушенко. Поэт приложил титанические усилия, но добился, чтобы о Бибине узнали в мире. Первые 75 картин павлодарский художник повез в Москву в Музей современного искусства по личному приглашению Зураба ЦЕРЕТЕЛИ в 2002 году. А в один из сборников Евтушенко вошли строки:
Кто несгибаем в жизни, кто изгибен,
Границы - змеям гибкостью родня.
А в Павлодаре есть художник Бибин,
Он иностранец, что ли, для меня?
Как ты, русак с тибетскою бородочкой
Сидел в тюрьме, да вдруг не дружишь с водочкой?
Ты азиат, но ученик Рабле.
Не ельцинский твой паспорт, назарбаевский,
Но жизни твоей смысл - неразрубаемость
С большим искусством на большой земле.
.. О сносе барельефов, созданных Бибиным в 1973 году и размещенных на стене павлодарского городского ЗАГСа, ставшего сейчас аптекой, летом прошлого года в разгар пандемии написала известный павлодарский киновед и телережиссер Людмила БАЮШЕВА на своей странице в Instagram. Хранительница истории города напомнила, что ранее в городе уже реставрировали советские памятники и позже "все они бесследно исчезли".
Владелец аптеки тогда пояснил, что убрал барельефы в связи с необходимостью расширить здание.
- Барельефы сложили. Они целые. Если кому-то они будут нужны, то они лежат аккуратно, их демонтировали и всё. Может, их куда-то перенесут, - сообщил аптекарь журналистам.
Руководитель областного управления архитектуры и градостроительства Нурлан КАКАМБАЕВ тогда клялся, что сам в шоке.
- Кто разрешил разобрать художественную работу - это вопрос, который вызывает у меня буквально гнев, - заявлял он. – Будем искать достойное место для переустановки, чтобы правильнее раскрыть визуальное восприятие, коим обладало то самое пристроенное здание первоначально.
Однако павлодарский поэт, слагающий оды в честь акимов - коррупционеров, тут же выступил с гневной отповедью Какамбаеву: "Ал облыс сәулет және қалақұрылысы басқармасының басшысы Нұрлан Қақамбетовтың тілшілерге барельевтің алынғаны өзінің ашу-ызасын тудырғанын, оны қайта орнатуға жаңа орын табатынын айтып сұхбат бергені ешбір шеңберге сыймайды, - написал поэт. - Облыс әкімдігінде бас сәулетшіге "Мәдени мұра" мемлекеттік бағдарламасында коммунистік қоғамның құндылықтарын жаңғыртып насихаттау іс-шаралары қарастырылмағанын айтып түсіндіретін бір шенеунік табылмаған сияқты". Власти испугались и замолчали. Тогда в январе сайт pavon.kz напомнил горакимату про барельефы. В пресс-службе нашим коллегам ответили, что в госорган обратилось руководство местного телеканала "Ертіс" с предложением взять барельефы в собственность для установки на территории телеканала. Это предложение поддержали.
- Передача барельефов планируется весной при благоприятных условиях их транспортировки и установки, - уточнили в акимате.
Весна этого года заканчивается ровно через две недели. Барельефы разрушаются на частном складе.
Александр Бибин ушел из жизни в 2009 году, похоронен в Павлодаре.
Фото Ирины Ковалевой, Ризабека Исабекова и из открытых источников.