Бензин мимо кассы

9736 просмотров
0
Саида УВАЛИЕВА
Понедельник, 08 Сен 2025, 10:12

Как «горюче-смазочные» схемы обогащали теневиков на 1,2 млрд долларов в год

Казахстан гордится самыми низкими ценами на топливо в ЕАЭС. Но именно этот фактор превращает нефтепродукты в серый товар и создает благоприятные условия для подпольных схем. Даже после отмены государственного регулирования стоимость бензина и дизеля остается ниже, чем у соседей. В результате нелегальный экспорт процветает.

Перенос единого рынка и проблемы отрасли

До запуска общего рынка нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС остается чуть больше года. Казахстан сам настоял на переносе сроков. Запуск откладывали в 2025 году и под вопросом оказался даже 2027 год. Причины очевидны: монополия в нефтяной отрасли, отсутствие единых методик ценообразования на уровне союза и слабая конкуренция. Подробности приведены в аналитическом отчете товарной биржи «Каспий».

После либерализации цен в 2025 году топливо подорожало лишь на 5–8 процентов. Но даже при этом бензин и дизель в Казахстане остаются значительно дешевле, чем в соседних странах. Именно поэтому с 19 мая 2025 года был введен очередной шестимесячный запрет на экспорт нефтепродуктов.

Хроника запретов

Впервые экспорт ограничили 12 июля 2022 года. Совместное решение приняли Министерство энергетики, Министерство финансов, КНБ и МВД. С тех пор такие запреты стали привычной мерой. Как только цены внутри страны рискуют уйти вверх, власти перекрывают границу для топлива.

 

На первый взгляд это работает. С осени 2023 года дефицита горючего в Казахстане не наблюдалось. Но реальная картина куда сложнее.

«При выравнивании цен с соседними странами исчезает прибыльность серого экспорта. Тогда и дефицит топлива внутри страны не возникает», – отмечал нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов в октябре 2023 года.

Тем не менее к концу 2024 года дешевле, чем в Казахстане, топливо оставалось только в Иране и Туркменистане.

По расчетам биржи «Каспий», ежемесячные объемы серого вывоза в условиях формального запрета составляли от 10 до 45 тысяч тонн. Годовые потери оценивались в 1,2 млрд долларов.

Олжас Байдильдинов приводит дополнительные данные:

«По словам первого заместителя премьер министра Романа Скляра ежемесячно из страны вывозилось около 50 тысяч тонн нефтепродуктов под видом товаров прикрытия. Это примерно 60 миллионов литров. На экспорте можно зарабатывать от 50 до 200 тенге на каждом литре. То есть прибыль участников теневых схем составляла от 3 до 12 миллиардов тенге в месяц».

Чтобы топливо перестало быть серым товаром, литр бензина в Казахстане должен стоить хотя бы столько, сколько у соседей. В России это 320 тенге, в Беларуси – 385, в Кыргызстане – 420, в Армении – 684. Разница по дизелю столь же ощутимая.

Прогнозы и риски

Генеральный директор ТОО RV Oil and Gas Расул Абдухалилов на конференции Argus в Алматы заявил, что цены на ГСМ в Казахстане приблизятся к российскому уровню уже к 2026 году. Это означает не только потерю дешевого бензина как преимущества для внутреннего рынка, но и удорожание всей производственно-логистической цепочки.

В августовском отчете Национального банка РК отмечается, что главный драйвер инфляции продовольствие. Годовой рост к июлю 2025 года составил 11,2 процента.

Непродовольственная инфляция достигла 9,5 процента. В наибольшей степени подорожали топливо, бытовая техника, медикаменты, товары личного ухода.

Опросы показывают, что лишь 15–18 процентов респондентов замечают резкий рост стоимости топлива. Это говорит об отсутствии социального шока.

Сегодня Казахстан может регулярно вводить экспортные запреты в интересах национальной безопасности. Но в условиях единого рынка нефти такие меры будут восприниматься иначе. Любой запрет станет сигналом о слабых позициях отрасли.

Парадокс в том, что именно в тех сферах, которые должны быть главным экспортным козырем страны, чаще всего действуют ограничения. Это сельское хозяйство и нефтепродукты. Вместо того чтобы зарабатывать миллиарды на легальном экспорте, государство теряет их в теневых схемах.

Фото: iStock

Регистрация для комментариев:



Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером