Белые воротнички “Самрука” за три года прокатали 679 млн тенге

21807 просмотров
0
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Вторник, 18 Фев 2025, 18:00

На авто представительского и бизнес-класса

31 января 2025 года АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына” заключило дополнительное соглашение к договору прошлого года с компанией ТОО “КазЕвроТранс ЛТД” на аренду легковых автомобилей сроком до 17 февраля 2025 года. Сумма договора – 76,6 млн тенге, такую информацию предоставляет информационный сервис Adata.kz.

Читайте также
Во сколько казахстанцам обходится правление Досаева

Согласно технической спецификации, приложенной к лоту, за эту сумму поставщик обязуется предоставить “Самрук-Казыне” в Астане три легковых автомобиля бизнес-класса не старше 2015 года выпуска. Это должны быть пятиместные автомобили типа “четырехдверный седан” с объемом двигателя не менее 1900 см³, но не более 3000 см³. Сиденья автомобилей должны быть отделаны кожей, иметь двухзонный климат-контроль, бортовой компьютер, подогрев сидений и электрообогрев ветрового стекла. Планируется, что автомобили бизнес-класса будут эксплуатироваться ежедневно по 8-14 часов, 6 дней в неделю, 339 дней в году.

Кроме того, предусмотрены два легковых автомобиля представительского класса не старше 2017 года выпуска, пятиместные седаны с объемом двигателя не менее 2900 см³, но не более 5600 см³. Внутри автомобили также должны быть отделаны кожей, иметь климат-контроль и подогрев сидений. Планируется, что автомобили представительского класса будут эксплуатироваться ежедневно по 8 часов, 5 дней в неделю, 60 дней в году.

Поставщик также обязан обеспечить на постоянной основе беспрепятственный проезд этих автомобилей на территорию и к центральным входам зданий Администрации президента Республики Казахстан (Резиденция Акорда, Дом правительства), правительства Республики Казахстан, парламента Республики Казахстан, Дома министерств, других государственных органов и учреждений РК, к первой линии пассажирского терминала аэропорта Астаны, национальных компаний и организаций в городе. Кроме того, предусмотрена возможность выезда за пределы Астаны на расстояние до 1200 км по территории Казахстана.

В сумму 76,6 млн тенге входят заработная плата и командировочные расходы (проживание и питание) водителей, налоги и другие обязательные платежи. Сюда же включены расходы на ГСМ, стоимость запасных частей (включая зимние и летние автошины), техническое обслуживание и ремонт, парковку, охрану, мойку и химчистку салонов. Отдельно подчеркивается, что мойку автомобилей необходимо производить не реже десяти раз в месяц, а химчистку – по мере необходимости. Кроме того, перед рейсом водителя должен проверять медработник, а техобслуживание должны проводить два инженера-механика.

Читайте также
35 триллионов задолжали все казахстанцы банкам за прошлый год

Из договора между “Самрук-Казына” и ТОО “КазЕвроТранс ЛТД” неясно, заключен ли он на 17 дней или на год. В условиях договора указано, что контракт действует с 31 января по 17 февраля 2025 года (то есть 17 дней), но в техспецификации прописано, сколько дней в году должны работать эти автомобили. Если предположить, что договор рассчитан на год, то аренда одного автомобиля обходится “Самрук-Казына” в 15,3 млн тенге в год или 1,2 млн тенге в месяц, что выглядит недорого, учитывая, что столичные компании по аренде автомобилей предлагают представительские машины в среднем за 80-120 тысяч тенге в сутки.

Однако есть сомнения, что аренда этих автомобилей действительно обходится “Самрук-Казына” именно в такую сумму. В прошлом году фонд заключил четыре контракта на аренду легковых автомобилей, два из которых – с той же ТОО “КазЕвроТранс ЛТД” (по 76,6 млн тенге каждый). По сути, эти договоры аналогичны текущему: в них закупаются те же автомобили с аналогичными характеристиками и примерно тем же объемом эксплуатации. Однако один из договоров действовал с февраля по 31 декабря 2024 года (10 месяцев), а второй – допсоглашение к нему – с 31 декабря 2024 года по 31 января 2025 года (1 месяц). При этом суммы обоих договоров одинаковы, что и вызывает путаницу.

Еще один аргумент в пользу того, что автомобили на самом деле обходятся дороже, связан с тем, что в прошлом году “Самрук-Казына” заключил еще два контракта на аренду автомобилей с другим подрядчиком – РГП “Автохозяйство Управления делами президента Республики Казахстан” на суммы 40,7 млн и 12 млн тенге. Второй договор закрыт для общего доступа, но первый – открыт. Из него следует, что “Самрук” арендует у “Автохозяйства” всего один представительский автомобиль на 9 месяцев. Согласно техническим характеристикам, год выпуска автомобиля – не ранее 2017-го, объем двигателя – не менее 3900 см³, но не более 6000 см³, сиденья кожаные, с подогревом, есть климат-контроль и прочие атрибуты премиального автомобиля. Выходит, что аренда такого авто обходится “Самруку” в 4 млн тенге в месяц – ощутимая разница.

Читайте также
Почти миллиард долларов направят на развитие горного туризма в Алматы

Всего, по данным Adata.kz, “Самрук-Казына” с 2022 года заключил шесть контрактов с ТОО “КазЕвроТранс ЛТД”: три основных и три дополнительных на общую сумму 576 млн тенге. Кроме того, было заключено три контракта с РГП “Автохозяйство Управления делами президента РК” на аренду авто на сумму 103 млн тенге. В итоге за три года “Самрук-Казына” потратил на аренду автомобилей 679 млн тенге. Рискнем предположить, что пользовались этими представительскими машинами топ-менеджеры фонда, а не рядовые сотрудники.

Если с РГП “Автохозяйство Управления делами президента РК” все понятно хотя бы из названия, то о главном подрядчике – ТОО “КазЕвроТранс ЛТД” – известно мало. По данным Adata.kz, фирма зарегистрирована в Астане и специализируется на аренде легковых автомобилей. В автопарке компании представлены как бюджетные Kia Rio и Hyundai Accent, так и престижные Toyota Camry и Mercedes-Benz представительского класса.

С 2021 года компания активно участвует в закупках для структур, аффилированных с “Самрук-Казына”. Из 79 заключенных контрактов на аренду транспорта большинство подписано с дочерними организациями фонда, а общая сумма контрактов составляет 1,7 млрд тенге. Например, были заключены договоры с ТОО “КМГ Инжиниринг” (389 млн тенге), ТОО “Самрук-Казына Бизнес Сервис” (336 млн тенге), АО “Мангистаумунайгаз” (69 млн тенге) и филиалом КТЖ (59 млн тенге).

28 января 2025 года на расширенном заседании правительства президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил, что в условиях новых кризисов необходимо обеспечить жесткую экономию бюджетных средств и расходовать их только на действительно важные задачи.

“Пришло время затянуть пояса и жить по средствам”, - сказал Токаев, а его слова вскоре стали интернет-мемом.

Однако спустя три дня фонд “Самрук-Казына”, единственным акционером которого является правительство Казахстана, подписывает контракт на 76,6 млн тенге на аренду пяти элитных автомобилей.

Напоминает ситуацию, когда Токаев призывал акимов ходить пешком, а в акиматах как закупали дорогие автомобили, так и продолжают это делать.

Фото иллюстративное: aurusmotors.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента