"КазАвтоЖол" и столичные суды стоят на страже интересов иностранных компаний
В четверг утром, 7 марта, в апелляционной коллегии по гражданским делам городского суда Астаны завершилось рассмотрение апелляционной жалобы АО "Банк ЦентрКредит" на решение специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 15 декабря 2023 года по иску китайской компании CITIC Construction Co.
Напомним, 30 января 2018 года между CITIC Construction Co., которая выступала лидером консорциума, ТОО "СП "КазГерСтрой" и ТОО "Todini Central Asia" было заключено консорциальное соглашение на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения "Центр-Юг "Астана-Караганда-Балхаш-Капшагай-Алматы" 1492,4-1855 км для исполнения основного договора с АО "Национальная компания "КазАвтоЖол". ТОО "СП "КазГерСтрой" предоставило банковскую гарантию лидеру, выпущенную АО "Банк ЦентрКредит" на сумму 4,23 млрд тенге.
19 мая 2022 года CITIC Construction Co. обратилась с уведомлением к ТОО "СП "КазГерСтрой" и в банк из-за критической ситуации в исполнении работы и неэффективности работ со стороны ТОО "СП "КазГерСтрой" с требованием о взыскании суммы по банковской гарантии, на что получил отказ. На повторное обращение китайской компанией повторно получен отказ банка, который попросил предоставить документы, свидетельствующие о фактах невыполнения обязательств ТОО "СП "КазГерСтрой".
В итоге спор перешёл в судебное разбирательство. Специализированный межрайонный экономический суд города Астаны встал на сторону китайской компании. АО "Банк ЦентрКредит" подал апелляционную жалобу.
В прениях представитель CITIC Construction Co. отметила, что банк не выполняет социальных обязательств, тогда как китайская компания всячески старается как можно быстрее исполнить контракт и построить качественную дорогу. При этом она отметила, что банк неправомерно длительное время пользуется чужими деньгами, которые составляют очень небольшой процент от всей суммы контракта.
В свою очередь, выступая в прениях, представитель АО "Банк ЦентрКредит" Кайрат БЕКЕТОВ обратил внимание на то, что сама китайская компания допустила серьёзные нарушения при выполнении контракта.
В частности, согласно аудиторскому заключению от 16 июня 2022 года, проведённого Комитетом внутреннего государственного аудита министерства финансов за период с 2019 по 2021 год, по этому проекту выполнены строительно-монтажные работы всего на сумму 104 млрд тенге, или 42% работ. "КазАвтоЖол" за выполненные работы, согласно акту сверки, оплачено CITIC Construction Co. с учетом авансовых платежей всего 166 млрд тенге. По состоянию на 1 января 2022 года задолженность CITIC Construction Co. перед "КазАвтоЖол" составляла 61 млрд тенге, из которых лидер консорциума CITIC Construction Co. должен - 39,4 млрд тенге, а участник консорциума ТОО "СП "КазГерСтрой" - 21,6 млрд тенге.
Кроме того, госаудит установил необоснованное использование бюджетных и заемных средств в сумме 32,7 млрд тенге лидером консорциума - CITIC Construction Co., которые были потрачены на приобретение техники и других основных средств, тогда как проектно-сметной документацией закуп техники не был предусмотрен. Тем самым были нарушены пункт 9 - принцип обоснованности и пункт 13 - принцип ответственности статьи 4 Бюджетного кодекса.
Однако никаких претензий на этот счёт китайской компании не было предъявлено. Не пытался "КазАвтоЖол" и взыскать банковскую гарантию с CITIC Construction Co.
Эта информация была предоставлена суду в постановлении от 7 ноября 2023 года о прекращении досудебного расследования, которое подписано старшим следователем следственного управления департамента Антикоррупционной службы по Карагандинской области КАРИМОВЫМ, в рамках которого расследовалось уголовное дело в отношении должностных лиц ТОО "СП КазГерСтрой".
"В результате преступных действий Гульнары САТЫБАЛДЫ, потерпевшей стороне - АО "НК "КазАвтоЖол" - причинен материальный ущерб на общую сумму 2 469 291 192 тенге.
Допрошенный представитель потерпевшего директор департамента правовой и кадровой работы АО "НК "КазАвтоЖол" Бекенов О. пояснил, что в настоящее время претензий к ТОО "СП "КазГерСтрой" не имеет.
Согласно приказу Комитета государственного имущества и приватизации РК следует, что недвижимое имущество Кайрата САТЫБАЛДЫ на сумму 2 469 291 192 тенге передано государству в счёт возмещения ущерба по настоящему уголовному делу.
В этой связи в настоящее время ущерб, возмещенный Сатыбалды в размере 2 469 291 192 тенге, возмещен в полном объеме.
Таким образом, Сатыбалды, являясь фактическим управляющим ТОО "СП "КазГерСтрой", в период времени с 2018 по 2022 годы причинила крупный ущерб государству в лице АО НК "КазАвтоЖол" в виде денег в общей сумме 2 469 291 192 тенге путем злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения", - говорится в постановлении департамента Антикоррупционной службы по Карагандинской области.
Одним словом, "КазАвтоЖол" признал, что ТОО "СП "КазГерСтрой" выплатил сумму ущерба. Однако в суде представитель "КазАвтоЖол" продолжил настаивать на том, что АО "Банк ЦентрКредит" должно в полной мере исполнить гарантии CITIC Construction Co., несмотря на частичное погашение нанесённого ущерба.
Не приняла во внимание этот момент и апелляционная коллегия по гражданским делам городского суда Астаны. Она оставила в силе решение специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 15 декабря 2023 года, по которому АО "Банк ЦентрКредит" должно полностью выплатить китайской компании 4,23 млрд тенге. Постановление вступило в законную силу 7 марта 2024 года.
Таким образом по двух банковским гарантиям для двух китайских компаний - CITIC Construction Co. и China Xinxing Corporation - решениями столичных судов АО "Банк ЦентрКредит" должно выплатить 31,63 млрд тенге. Достаточно серьёзная сумма даже для банка.
Конечно, у банка есть ещё возможность обжаловать постановление в кассационной инстанции. И эта возможность будет реализована.
Однако эти судебные разбирательства, безусловно, заставят руководство всех казахстанских банков серьёзно задуматься о том, стоит ли впредь давать банковские гарантии под любые проекты, в которых принимают участие китайские компании. Ведь государственные органы будут действовать отнюдь не в интересах казахстанских банков. И уж тем более будет рискованно давать гарантии компаниям, в числе учредителей которых значатся родственники, особо приближённые как к экс-президенту Казахстана Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, так и нынешним высокопоставленным чиновникам.
Кстати, не будем забывать, что китайские компании строят дороги в рамках инвестиционных программ, где на возврат вложенных в строительство дорог инвестиций дало гарантию Республика Казахстан. То есть гарантией служат народные деньги. Уже в 2022 году большинство проектов должно было завершиться, но их реализация продолжается до сих пор. То есть вложенные деньги не возвращаются обратно в бюджет Казахстана, а из бюджета государство вынуждено выплачивать проценты под привлечённые сотни миллионов долларов. При этом китайские компании не только получили огромные авансы, но и извлекают солидный доход от реализации проектов. Однако даже при этих условиях не исполняют свои обязательства в срок. В то время как всю ответственность за неисполнения контрактов "КазАвтоЖол" с помощью судов полностью переложил на отечественные банки.
Фото: astana.sud.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!