Следствие по делу Bek Air: эксперты без лицензий и конфликты интересов?

3882 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Четверг, 23 Окт 2025, 09:15

Адвокаты указывают на нарушения и сомнительные экспертизы в расследовании авиакатастрофы

В Турксибском районном суде Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, произошедшей 27 декабря 2019 года.

Напомним, самолет, выполнявший рейс Z9-2100, попал в нестабильную аэродинамическую ситуацию и вынужден был прервать взлет. Машина выкатились за пределы взлетно-посадочной полосы, пробила ограждение аэропорта и столкнулась с домом, незаконно построенным в санитарно-защитной зоне – всего в девяти метрах от забора аэропорта, при допустимой границе не менее 500 метров.

На борту находились 98 человек. Погибли 12 пассажиров, 47 получили ранения.

Ранее прокуроры огласили заключение «Комплексной транспортно-трасологической экспертизы с привлечением в качестве судебных экспертов в разовом порядке специалистов в области летной эксплуатации воздушных судов, метеорологии, расследования авиационных происшествий и инцидентов». Исполняли экспертизу Жамбыл Исин, Иван Бабич и Николай Колесников.  Однако документ больше похож на обвинительный акт, а не на заключение экспертов. При этом подобная экспертиза не предусмотрена перечнем, утвержденным Министерством юстиции РК.

На очередном заседании суда допросили Исина, Бабича и Колесникова. По мнению адвокатов, только последний обладает специальными научными знаниями, как того требует статья 79 УПК РК.

Читайте также
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить

Жамбыл Исин ранее работал в Управлении по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ), откуда в 2018 году был уволен за несоответствие профессиональным требованиям, установленным документом ИКАО Cir 298 AN/172. В частности, расследователь должен иметь опыт в авиации, быть пилотом, инженером или специалистом по техническому обслуживанию воздушных судов. Исин же имеет квалификацию метеоролога. Данный факт, по мнению защиты, создает конфликт интересов и, поэтому Исин мог быть предвзятым в отношении бывших коллег из УРАПИ, которые проводили расследование авиакатастрофы Fokker-100.

Николай Колесников, известный эксперт в области трасологии, техногенных катастроф и дорожно-транспортных происшествий, также вызвал сомнения адвокатов, т.к. его специализация не связана с авиацией – аэромеханикой, аэродинамикой или динамикой полета. Более того, выяснилось, что против него в 2022-2024 годах то возбуждалось, то прекращалось уголовное дело по статье 420 УК РК дачу за заведомо ложного заключения эксперта, связанное с трагическим инцидентом в Уральске.

Расследование вел Департамент полиции МВД на транспорте – тот же орган, что курировал дело о катастрофе Fokker-100. По мнению адвокатов, это обстоятельство ставит под сомнение объективность Колесникова: дело против него могли использовать как инструмент давления.

Третий эксперт, Иван Бабич, гражданин Сербии и США, с 2021 года работает авиационным инспектором в АО «Авиационная администрация Казахстана». Однако, как отмечает защита, его участие в экспертизе нарушает статью 62 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности», согласно которому иностранный специалист может быть привлечен в качестве судебного эксперта только при наличии соответствующей лицензии своей страны, чего Бабич, по данным защиты, не имеет. Более того, во время допроса в суде он вообще признался, что плохо владеет русским языком, на котором написано экспертное заключение.

По мнению адвокатов, вышеизложенных фактов про Исина, Бабича и Колесникова предостаточно, чтобы признать их заключения как «экспертов» – недопустимыми и недостоверными доказательствами по рассматриваемому делу, т.к. они противоречат УПК и другим законам Казахстана.

Судебный процесс, тем временем, продолжает приносить все новые «сюрпризы».

Редакция Ratel.kz будет и дальше следить за его ходом и рассказывать о новых эпизодах этого громкого дела.

Фото: gov.kz

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента