Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает

239 просмотров
0
Саида УВАЛИЕВА
Понедельник, 20 Окт 2025, 08:50

Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них

С 2014 года в казахстанском законодательстве существует понятие «микропредпринимательство» – самые маленькие компании с числом работников до 15 человек и годовым доходом не выше 30 000 МРП. Формально они входят в состав малого бизнеса, но фактически представляют отдельный мир: лавки, мастерские, кафе, салоны и мелкие услуги, на которых держится городская жизнь.

Однако, как отмечается в отчете Центра социальных и политических исследований «Стратегия», в Казахстане до сих пор нет отдельной статистики по микробизнесу. Его показатели растворены в категории «малый бизнес». А значит, реальный вклад этой группы предпринимателей в экономику остается неизвестным, как и их проблемы.

Государство регулярно отчитывается о масштабной поддержке МСБ: кредиты через фонд «Даму», гранты акиматов, субсидии, льготы, упрощенная отчетность и налоговые режимы. Но реальность, как часто бывает, далека от отчетности.

Кто помогает бизнесу, кроме самого бизнеса

По данным исследования, 46 % опрошенных предпринимателей считают, что вся тяжесть развития лежит на их плечах, государственная поддержка практически не ощущается. На втором месте среди факторов, влияющих на развитие, – банки (39 %), на третьем – РПП «Атамекен» (24 %). Акиматы, формально ответственные за локальную поддержку, оказались лишь на четвертой позиции (18 %).
Система поддержки микробизнеса остается слабой. Предприниматели не связывают свой успех с государственными программами.

При этом 92 % казахстанцев относятся к бизнесу положительно. В общественном восприятии предприниматели – не спекулянты, а создатели рабочих мест и необходимых товаров и услуг. Однако заниматься бизнесом готовы немногие. Основные причины – страх неудачи, отсутствие стартового капитала и непонимание процедур открытия и развития дела.

Кредиты есть, но не для всех

Почти каждый второй начинающий предприниматель жалуется на отсутствие доступа к кредитам. Несмотря на льготные программы, банки продолжают требовать залоги, поручительства и кредитную историю, то, чего у молодых предпринимателей чаще всего нет.
Финансовый климат в стране формально улучшился, но выборка по-прежнему узкая. По данным исследования ENU за 2024 год, льготными кредитами чаще пользуются те, кто уже имеет стабильный бизнес и опыт взаимодействия с банками. Начинающие же попросту не проходят фильтр.

Даже гранты, которые нередко преподносятся как спасение, редко превышают 1–3 млн тенге. Для торговли или ремесла этого достаточно, но для производственных или инновационных проектов – мизер.

Проблема не только в доступе, но и в информированности. Еще в 2016 году 42 % предпринимателей не знали о существовании госпрограмм поддержки. Свежие данные отсутствуют, по крайней мере, в открытом доступе такой статистики нет.

В национальных докладах «Атамекена» и годовых отчетах фонда «Даму» подробно описаны объемы субсидирования, гарантирования и кредитования, но нет прямых оценок уровня осведомленности бизнеса. Косвенно о проблеме говорят жалобы предпринимателей. Предприниматели жалуются на сложность процедур, нехватку информации и неравномерный доступ к программам в разных регионах.

В 2025 году государство запустило Единый реестр мер поддержки, чтобы систематизировать разбросанные по ведомствам инструменты. Но его влияние на информированность предпринимателей пока не оценивалось.

На местах «информационная работа» зачастую сводится к публикации на сайте акимата или объявлению в центре занятости. Для микробизнеса без юриста и бухгалтера это выглядит как стена из формулировок и бюрократических терминов. В итоге возникают перекосы: одни регионы стабильно получают десятки грантов, другие – единицы. Не потому, что в первых больше предпринимателей, а потому что там проще разобраться с системой.

Выжить, а не развиваться

Исследование «Стратегии» показывает, что большинство микропредпринимателей открывают бизнес не ради прибыли, а вынужденно – из-за потери работы, низких зарплат или отсутствия других возможностей.
Микробизнес в Казахстане чаще история не про рост, а про выживание. Люди открывают дело не потому, что видят перспективу, а потому что других вариантов нет.

При этом наименьший прирост наблюдается в сферах с высокой добавленной стоимостью – туризм, ремесло, производство. Зато активно растут кафе, магазины, курьерские и транспортные услуги. По сути, структура микробизнеса остается низкотехнологичной и ограниченной по потенциалу.

Президент Касым-Жомарт Токаев еще в 2023 году заявил, что политика поддержки МСБ должна быть долгосрочной стратегией, а не набором разрозненных мер. И это, пожалуй, ключевая мысль всей картины.

Да, государство делает немало – субсидии, обучение, льготы. Но пока это больше похоже на деятельность для отчета, чем на выстраивание устойчивой модели. Без системности часть мер просто не доходит до адресата.

По данным ЦСПИ «Стратегия», предприниматели чувствуют себя «на коротком поводке». Декларируется упрощение, но сохраняются бюрократия, частая смена правил и административное давление.

Что можно сделать иначе

Эксперты обсуждают развитие МСБ уже не первый год. Если обобщить их предложения, можно выделить несколько шагов, которые при минимальных затратах государства способны дать реальный эффект. Для начала необходимо информировать по-человечески. Не через формулировки «субъекты МСБ», а через понятные инструкции – как получить деньги, если у тебя нет залога и бухгалтера.
Создать единую «витрину» поддержки. Один портал, где собраны все действующие меры, сроки, контакты и статус заявки. Кроме того, минимизировать количество документов и справок, особенно для грантов до 5 млн тенге.

Сделать фокус на рост, а не выживание. Поддержка должна помогать не просто открыться, а развиваться – выходить на маркетплейсы, внедрять технологии, нанимать людей.

Сегодня казахстанская политика поддержки микробизнеса напоминает автомобильную аптечку – полезную только в отдельных случаях. Господдержка действительно помогает тем, кто уже стоит на ногах, но слабо работает для тех, кто только пытается встать.

Фото: iStock

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента