В Симферополе крымские татары выступили за территориальную целостность Украины. А ведь могли под шумок сами вытребовать себе широкую автономию. Почему – нет? Ответ на этот вопрос кроется в истории к
В Симферополе крымские татары выступили за территориальную целостность Украины. А ведь могли под шумок сами вытребовать себе широкую автономию. Почему – нет? Ответ на этот вопрос кроется в истории крымских татар. Понять потомков прославленных батыров можно только заглянув в их прошлое.
« Ұлын Ұрымға, қызын Қырымға қондырды»
(Сын обосновался в Руме (Стамбул), а дочь в Крыму).
Старинное казахское изречение отражает геополитическое мышление наших предков. Забытые слова напоминают потомкам, что огромное пространство от Байкала да Балкан было единым целым. Хотя потом это пространство и не раз погрязало в междоусобицах, но осколки Тюркского каганата, а затем и Золотой Орды, еще продолжали сохранять былое величие. Как и братскую связь по крови.
На картах Крыма повторяются казахстанские названия: Акмешит (Симферополь, Кызылорда), Яссы (точно также раньше назывался город Туркестан), Каратау - Карадаг, Карасу, Кызылжар (историческое название Петропавловска) и многие другие топонимы. Отважные представители древних родов, уходившие из Великой Степи на благодатные земли Крыма, приносили древние имена с земли предков. Точно также эмигранты в Америке создавали новые Йорки и Орлеаны.
Казахские и ногайские эпосы, легенды и сказания часто отмечают Крым, как родную землю. И пребывание там было чем-то самим собой разумеющимся. К примеру, сказание «Ер-Таргын» рассказывает о казахском батыре из Ногайлы, который убил ханского бия Шортана и был вынужден бежать из Западного Казахстана в Крым. Вот как описывает эпос политическую ситуацию в данном регионе: «В то время маленький Крым был разрознен на сорок частей. Сорок ханств расположилось в Крыму. Из сорока крымских ханов самым сильным был Акша-хан».
Действительно, после крушения Мамая Крым был расколот на десятки мелких государств, в которых жили не только татары, но и генуэзцы, караимы, понтийцы и другие. Династия Гираев (Кереев) объединила Крым. Во главе нового государства встали известные тюркские роды: аргын, кипчак, барын и ширин. Представители этих родов подняли вновь избранного хана на белой кошме. Так же как и у казахов, у кырымлы ханская должность была выборной. Единственное условие: ханом мог стать только потомок Гераев, которых считали наследниками Шынгызхана.
Национальный символ крымских татар, украинский трезубец и казахская төре таңба - это одно и то же. И в сакрально-смысловом отношении несет в себе одну и ту же нагрузку: единство и власть.
Европейские хроники учитывали, что кырымлы, казанлыки и казахи это практически один народ. К примеру, «Трактат о двух Сарматиях, Азиатской и Европейской, и о находящихся в них» польского государственного деятеля, медика и историка Матвея Меховского (1457–1523) от 1517 г., в котором он повествует о крымских и казанских татарах, ногаях и казахах. Перевод известного исследователя ногайской истории Трепавлова: «Татарских орд четыре… Это именно орда заволжских татар (Большая Орда), орда перекопских татар (то есть Крымское ханство), орда козанских (Казанское ханство), а четвертая – орда ногацких (Ногайская Орда). Добавляют еще и пятую… и называют ее казакской (Казахское ханство)».
Существует общий для ногайцев и западных казахов эпос - «Қырымның қырық батыры» («Сорок батыров Крыма»). В нем описывается период от развала Золотой Орды до разделения Ногайлы на ногаев и казахов, и взятия Казани Иваном Грозным.
Конечно, нельзя утверждать, что между этими государствами, основанными степняками, были исключительно братские отношения. Часто случались междоусобные войны. Каждый из потомков Шынгызхана считал себя единственным наследником Алтын орды и вступал в битвы со своими единокровными братьями. Это ослабило и Казань, и Крым, и Ногай. Они стали втягиваться в орбиту влияния соседних государств. Крымское ханство полностью подпало под Османскую империю, и огузский диалект тюркского языка стал вытеснять кипчакский.
Но при этом кырымлы сохраняли широкую автономию. Им позволялось вести относительно независимую внешнюю политику, заключать союзы. Крымский хан заключил договор с гетманом Мазепой, который при помощи шведских войск пытался вернуть независимость своей Отчизне.
Летом 1711 года Петр Первый, воодушевленный победой над шведами и подавлением украинского движения за независимость, предпринял Прутский поход в сторону Крыма. 70-тысячное крымское войско при поддержке турецких регулярных частей и военных инструкторов окружило русскую армию и взяло в тиски. Петру Первый мог оказаться в плену. И только с помощью огромных взяток турецким и крымским генералам удалось спасти русского царя, создавшего Российскую империю.
Если бы не коррупция, которой до сих пор больны все современные тюркские государства, то история могла пойти по другому пути. Именно взяточничество, местничество и все иные денежно-финансовые пороки привели к упадку все тюркские государства четырех – Казанской Орды, Сибирской Орды, Ногайской Орды и Крымской Орды. За достаточно короткий период они были завоеваны Россией. Большая часть Казанского ханства была подвергнута насильственной ассимиляции, Ногайская Орда подверглась насилию со стороны солдат Суворова. Крымский хан отрекся от престола и уехал в Стамбул. По одной из версий, Крым без сопротивления сдали местная и турецкая элита.
Но крымский народ не смирился с потерей родной земли. Вспыхивали кровопролитные восстания, которые жестоко подавлялись. К примеру, город Карабузар российская армия сожгла дотла и вырезала все население.
Не желая подчиняться, многие кырымлы уходили с боями за границу. Род аргын почти в полном составе переселился в Османскую империю. Однажды я столкнулся с румынскими татарами, чей язык имеет словосочетания, используемые в Южном Казахстане. Себя они называли потомками кырым-ногаев.
Крымские татары стали меньшинством в собственной стране - 38 процентов от всего населения Крыма. Но репрессии со стороны завоевателей и сокращение численности кырымлы привело к формированию единого крымскотатарского этноса. Именно в период лишений кырымлы стали сплоченной нацией.
Однако главные испытания были впереди. Царский режим проводил в Крыму жесткую колониальную политику под неофициальным лозунгом “Крым — без крымских татар”. В начале двадцатого века зародилось национальное движение, сыгравшее значительную роль в бурной истории Крыма 1917-1920 гг. Крым подарил миру величайшего мыслителя тюркского мира Исмаила Гаспыралы, создавшего первую газету на едином тюркском языке и провозгласившего девиз тюркского единства: «Dilde, işte, fikirde – birlik (Единство в языке, делах и мыслях)». Он считал, что через всеобщее просвещение тюрки способны занять достойное место на мировой арене.
Пришедшие к власти большевики тоже не церемонились с крымскотатарским народом. Национальная интеллигенция подверглась репрессия даже раньше 1937 года, еще в 20-х годах. Народ просто был лишен образованных людей.
Сразу после Второй Мировой войны была организована депортация кырымлы, а в их дома стали заезжать переселенцы из России. Общая численность выселенных крымских татар оценивается в 238,5 тыс. чел. В ходе депортации и за первые полтора года после нее погибло около 110 тыс. чел., т.е. почти половина всего крымскотатарского народа. Они умирали в скотских вагонах, их убивали бригадиры на спецработах. Дети гибли от голода. Недавно вышла книга воспоминаний тех, кто пережил депортацию. Слабонервным читать не советовал бы.
Основная масса крымских татар была выселена в республики Средней Азии, преимущественно в Узбекистан, где они содержались на дискриминационном режиме спецпоселения вплоть до 1956 года. Название «крымский татарин» было официально запрещено. Депортированных записывали как татар Поволжья и Сибири. Были запрещены национальные школы, пресса, культурные учреждения. В 1966 в узбекском Чирчике крымские татары решили отпраздновать свой национальный праздник Хыдырлез. Собравшихся разгоняли пожарными брандспойтами, милицейскими дубинками и травили служебными собаками.
В 1967 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР “О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму”, по которому крымские татары считались “укорененными” в местах расселения, иначе говоря, в местах ссылки. Однако крымский народ не сдался. Из его рядов вышел один из самых уважаемых аксакалов тюркского мира, тюркский Нельсон Мандела и Лех Валенса в одном лице – Мустафа ДЖЕМИЛЕВ.
В двухлетнем возрасте он был депортирован и пережил все ужасы депортации. В 1969 году, будучи простым слесарем, он создал Союз крымскотатарской молодежи и активно боролся за права своего народа. В период с 1966 по 1983 годы его арестовывали шесть раз! Имеет семь судимостей, провел 15 лет в лагерях за "распространение взглядов, порочащих советский строй". В 1975-1976 г.г. провел 303-дневную голодовку в Омской тюрьме. Освободившись из тюрьмы в 1986-м году, он сразу начал добиваться возврата крымских татар на родную землю.
Это было движение, которое можно назвать тюркским гандийством. Татары приезжая в Крым, не требовали вернуть свои дома, в которых уже жили русские переселенцы, а просто возводили на пустырях самострои. Потом советская власть сносила ветхие домишки, а татар отправляла обратно в Среднюю Азию. А они возвращались снова и снова.
Рассказ Мустафы Османова как нельзя точно передает борьбу за свои права маленького, но гордого народа:
- В 1983-м купил дом в Кирпичном (село под Симферополем), выслали за Перекоп. Два года жил в Херсоне, открыл автомастерскую, зарабатывал по 200 рублей в день. В 1985 услышал, что в степном Крыму идет набор чабанов. Все бросил, приехал. Мне говорят: "А мы не знали, что татарин". Только один русский согласился продать мне дом, хотя КГБ давило на всех селян. Но все равно не прописывали, два раза выселяли, а вещи контейнером отправляли в Узбекистан, хотя я в последний раз ведь из Херсона приехал. Написал заявление о преступлении, что вещи конфисковали и опечатали без меня. В феврале 1987 г объявил голодовку в приемной ЦК КПСС в Москве. На пятый день зав.приемной уговорил прекратить голодовку, сказав: "Езжайте в Крым, вас пропишут". Прописали, так я стал еще и первым крымским татарином, который получил компенсацию за утрату собственности от советской власти: контейнер с вещами из Узбекистана я отказался забирать...»
В 1987 году крымские татары создали национально-освободительное движение, а в 1991 году верховный орган управления – Меджлис. И все это благодаря самоотверженности народа и его лидера Мустафа Ага Джемилева. Большую помощь в восстановлении театров, школ, газет и телевидения оказала и оказывает братская Турция. Крымские татары - полноправные граждане независимой Украины. В обоих Майданах принимали самое активное участие.
Сегодня, когда внешние силы хотят оторвать Крым от Украины, именно крымскотатарский народ является единственным фактором, который сдерживает сепаратистов. Прошедшие горнило советских репрессий, испытавшие на себе все ужасы тоталитарной системы, они не хотят возвращаться назад. Совесть Крыма, тюркский Нельсон Мандела – Мустафа Ага Джемилев в своем воззвании к народу назвал себя украинцем. Принцип единой страны, свободной от имперского влияния и великодержавного шовинизма - что еще нужно для жизни простых людей.
Кажется, что это далеко от нас. Но это так генетически близко. И как ответил Ер-Таргын крымскому владетелю на вопрос: «Зачем ты пришел в мой удел?»
- Так ведь это и мой удел…
И его назвали братом.