![](https://imagesratel.kz/cdn/innermain/i/2024/January/10/055debde6b7024e30ca15e7df5201b52c03315bb.jpg)
Это уже второй аудит в дорожном ведомстве
Аудиторы ревизионной комиссии по Западно-Казахстанской области провели аудит эффективности и правильности использования бюджетных средств управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог региона, а также подведомственных ему отделов в пяти районах области.
Выяснилось, что в сфере дорог творится беспорядок, а без вмешательства аудиторов чиновники не планировали с ним разбираться. Всего ревизия показала финансовые нарушения на сумму 1,3 миллиарда тенге, из которых 763 миллиона - неэффективное планирование. То есть денежная масса попросту удерживалась на счетах госучреждений, не возвращалась в областной бюджет и не использовалась на местах. Остальные средства - это подлежащие восстановлению (работами) или возмещению в бюджет деньгами.
Так, по информации члена ревизионной комиссии Кайрата ЖАПАКОВА, к аудиту привлекались сотрудники Национального центра качества дорожных активов, чтобы проводить контрольные обмеры дорог. При этом аудиторы проверяли лишь дороги, финансируемые из местного бюджета.
- Первое нарушение, которое мы нашли, было на объекте среднего ремонта дороги "Фёдоровка-Аксай" в Теректинском районе, где подрядчиком выступало ТОО "Айдана". По договору фирма должна была построить, кроме самой дороги, обочину 2 метра шириной из песчано-гравийной смеси. Заказчик оплатил подрядчику 44 миллиона тенге, но в последующем подрядчик решил расторгнуть договор в связи с удорожанием материалов. В итоге договор был расторгнут, а перечисленная сумма осталась на счетах фирмы ТОО "Айдана". До нашего вмешательства управление автодорог не предпринимало мер по возврату этой суммы, и только после аудита фирма полностью возвратила в бюджет 44 миллиона тенге", - говорит Кайрат Жапаков.
Аналогичные случаи произошли и во время среднего ремонта дорог в районе Байтерек, где местный отдел автомобильных дорог выплатил подрядчику ТОО "ДСК-Приоритет" 3,7 миллионов тенге, не проверяя действительности выполнения всех строительных работ. Также без проверки объёмов работ были выплачены средства подрядчикам в нескольких посёлках Жангалинского района. Итого на сумму 85 миллионов тенге. После вмешательства ревизоров все недоделанные работы были возмещены дорожными компаниями, но не деньгами, а работами. Помимо прочего, выяснилось, что по некоторым подрядам в сметы вписывались стоимости ресайклирования асфальтного полотна, то есть стоимость вторичного использования уже имеющегося полотна.
- В Казталовском районе в апреле 2023 года был заключен договор на капитальный ремонт подъездной дороги села Кырыкоба, подрядчику было оплачено 86 миллионов тенге авансом, но за всё время фирма ТОО " Асфальт" ничего не сделала. Управление дорог знало об этом. В сентябре ведомство расторгло с подрядчиком договор, но не предпринимало никаких мер, чтобы возвратить эти 86 миллионов тенге бюджетных средств и 3% неустойки. В ноябре уже истекал срок всех обязательств по возврату и когда наши ревизоры узнали об этом, они внесли представление и потребовали, чтобы как можно скорее ведомство обратилось в суд за взысканием этих денег. Они в итоге успели, сейчас дело в суде", - добавил Кайрат Жапаков.
В целом, как показала ревизия, управление дорог не озабочено тем, чтобы признавать подрядчиков недобросовестными и взыскивать с них неустойки за невыполнение обязательств. Кроме всего прочего, аудиторы выявили, что управление автодорог по ЗКО незаконно вписывает в сметы расчетов услуги по авторскому и техническому надзору в те лоты, где законом этот надзор не предусмотрен.
- По правилам проведения дорожных работ при капитальном ремонте и реконструкции дороги в смету затрат включается технический и авторский надзор проекта. В то время как при среднем и текущем ремонте дорог ни авторский, ни технический надзор не требуется. Это правило в управлении не соблюдалось, они вписывали авторский и технадзор в каждый проект по среднему и текущему ремонту дороги. В итоге образовался перерасход бюджетных средств на сумму свыше 100 миллионов тенге. Мы приняли решение через суд полностью всю эту сумму вернуть в бюджет. Конечно, фирмы по авторскому и технадзору пострадают, ведь они выполнили свои работы, не знали предусмотрено ли это законом или нет", - отметил Кайрат Жапаков.
По его словам, кроме этих нарушений, выявлено и необоснованное задержание денег на счетах районных отделов ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Так, например, в Чингирлауском районе после того, как подрядчик не выполнял взятые на себя обязательства по строительству дороги до границы Российской Федерации, он вернул деньги государству. Однако местные чиновники не возвращали деньги обратно в областной бюджет, а продолжали держать на своих счетах. В итоге деньги зависли, и в течение полугода ими никто не пользовался. По мнению аудиторов, их могли направить на более полезные нужды.
- Ревизионная комиссия направила 10 административных материалов в соответствующие службы: управление ГАСК, департамент внутреннего государственного аудита и в прокуратуру. В ближайшее время эти ведомства должны отчитаться о принятых мерах по всем нарушениям, - подчеркнул Жапаков.
Напомним, это не первый случай, когда управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог было уличено в оплате подрядчикам денег за невыполненные работы и завышении объемов работ. Сейчас ведомство пытается судиться с департаментом внутреннего государственного аудита, которое требует возместить в бюджет 102 миллиона тенге.
В целом в Западно-Казахстанской области все чаще и чаще правосудие оказывается не на стороне ответственных за дороги. Например, житель города Аксай выиграл миллион тенге материального ущерба с АО НК "КазАвтоЖол". Он доказал в суде, что попал в аварию из-за отсутствия должного ухода за трассой.
Фото: Костанайские новости.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!