Такую информацию озвучил в депутатском запросе один из сенаторов страны
Соответствующий документ на имя премьер-министра Республики Казахстан направил председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената страны Андрей ЛУКИН. В своём официальном запросе депутат обращает внимание на работу Комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, АО "НК "КазАвтоЖол" и его территориальных подразделений. По его данным, в автодорожной отрасли не прекращаются факты нарушения законодательства в виде несоблюдения норм при выполнении строительных работ, неэффективного использования и хищения денежных средств, злоупотреблений полномочиями должностных лиц. Кроме того, сенатор считает, что системные нарушения не искоренены, а в отношении определенных подрядных организаций при проведении конкурсных процедур сохраняются отдельные привилегии с признаками коррупционного проявления.
"В нарушение статьи 4 закона Республики Казахстан "О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора" "КазАвтоЖол" неправомерно заключены договоры на проведение среднего и капитального ремонта моста из одного источника без сметной документации со ссылкой на не имевших место чрезвычайную ситуацию и критичную аварийность объекта с ТОО "Астана-Авто-Строй" и ТОО "Астана Энерго Монтаж" на общую сумму 6,3 млрд тенге. Всего "КазАвтоЖол" аналогичным способом из одного источника незаконно заключил договоры на общую сумму 8,3 млрд тенге.
Вопреки требованиям Правил (приказ МФ РК №1201 от 19.10.2019 г.) в технической спецификации по 9 закупкам устанавливались незаконные условия, не позволившие потенциальным поставщикам участвовать в тендерах на проведение работ на общую сумму 26 млрд тенге. Для получения незаконной прибыли подрядчики идут на нарушение условий сметной документации, нецелевое использование денежных средств, предоставление фиктивных документов", - утверждается в документе, направленном Алихану СМАИЛОВУ.
Приводит автор запроса и факты. Среди них такие: в Туркестанской области соответствующими органами установлено невыполнение предусмотренного сметного объема работ ТОО "Казак Жолы 2050" и ТОО "NNCGroup" на общую сумму 548 млн тенге. ТОО "DIKE", используя поддельную страховую гарантию, присвоило авансовый платеж в размере 200 млн тенге на возведение дорожного моста в Акмолинской области. В Абайской области при строительстве автодороги ТОО "Жол Сапа", получив предоплату, не выполнило работы на сумму 198,6 млн тенге. ТОО "Жол" и ТОО "Ремдорстрой" в рамках среднего ремонта автодороги в Алматинской области вопреки исчерпывающим сметным требованиям допущено несоответствие примененных материалов на общую сумму 407 млн тенге, выраженное в установке освещения более слабой производительности и менее прочными ограждениями.
Имеют место факты невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой".
Несмотря на наличие долгосрочного договора между "КазАвтоЖол" и ТОО "Казахавтодор" по содержанию всех республиканских автодорог, Северо-Казахстанский филиал "КазАвтоЖол" заключил аналогичный договор с ТОО "АльфаСтройГрупп" на сумму 30 млн тенге на обслуживание этих же дорог.
Указанным нарушениям способствовали неправомерные действия со стороны как бывшего, так и нынешнего руководство "КазАвтоЖол". Следует отметить, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол", что идет вразрез основным принципам противодействия коррупции, предусмотренным статьей 4 закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции". Вопреки статье 15 названного закона Костанайским филиалом "КазАвтоЖол" к участию по оказанию услуг на условиях субподряда по аренде спецтехники на сумму свыше 114 млн тенге допущен аффилированный предприниматель (ИИ "MILEX"), который приходится близким родственником нынешнему руководителю филиала.
Среди прочего отдельно отмечен убыточный для государства договор по реализации инвестиционного проекта на сумму 155 млрд тенге по внедрению системы взимания платы. В условиях контракта с ТОО "Computer Vision Technologies" в консорциуме с ТОО "Теміржол Жөндеу" и "Far Eastern Electronic Toll Collection Co., LTD" цена монтажа одной арки автоматической фиксации движения транспортных средств завышена в 3,5 раза. При этом Правилами (приказ МИИР РК №318 от 26.03.2015 г.) и отраслевым законом оплата за проезд производится в пунктах взимания платы, которых во внедренной ТОО "Computer Vision Technologies" системе не имеется. По расчётам депутата, ущерб по этому проекту только по введенным на текущий момент объектам (33 арки) составляет 6,3 млрд тенге, а всего по проекту предусмотрено 200 арок.
Для того чтобы бюджетные деньги прекратили уходить налево, сенатор предлагает усилить ведомственный контроль за работой Комитета автомобильных дорог МИИР РК, АО "НК "КазАвтоЖол", в том числе при проектировании, проведении закупок и расходовании бюджетных, заемных и собственных средств при содержании, ремонте и строительстве (реконструкции) автодорог. Также нужно взыскать штрафные санкции с подрядчиков, допускающих систематическое нарушение договорных обязательств, а также расторгнуть договоры, заключённые с нарушением действующего законодательства.
Фото: qaj.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!