Государственному предприятию из Восточного Казахстана придётся закончить модернизацию освещения в городе
Наследие давно уже покинувшего пост акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА продолжает доставлять неудобства жителям уже двух регионов – ВКО и области Абай, заодно осложняя работу госпредприятий. Например, акционерное общество "Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области" много месяцев судилось с аппаратом акима области Абай и аналогичным ведомством города Семея по факту исполнения договора о модернизации сетей уличного освещения, задуманной Ахметовым. Ratel.kz неоднократно писал о том, чем аукнулась эта идея о займе миллиардов у ЕБРР для населения Усть-Каменогорска. В Семее аналогичная ситуация – многие улицы погружены во мрак.
Вообще, иск подал сам центр ГЧП ВКО – "по надлежащему исполнению условий заключенного договора", но получил в ответ встречный "об обязании исполнить обязательства по договору". Напомним, что летом 2017 года между АО "Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области" и Европейским банком реконструкции и развития был заключен кредитный договор по реализации проекта: "Модернизация систем уличного освещения города Усть-Каменогорска и города Семея" общей стоимостью 4,8 млрд тенге, в том числе кредитные средства - 3,6 млрд тенге, софинансирование из бюджета - 1,2 млрд тенге. Стоимость модернизации города Семея по проекту составила 1 850 млн тенге. Срок завершения проекта - декабрь 2028 года. В рамках кредитного договора аппаратом акима ВКО, аппаратом акима Усть-Каменогорска и аппаратом акима Семея подписаны договоры поддержки проекта. В рамках исполнительной схемы проекта постановлением акима ВКО в январе 2020 года сети наружного уличного освещения города Семей переданы в уставный капитал ГЧП для модернизации. Это очень мутная и непонятная схема, мы о ней также писали.
В марте того же года между акиматом города и ГЧП был подписан договор о предоставлении систем уличного освещения. По договору о поддержке проекта акиматы ВКО, Усть-Каменогорска, Семея обязуются предпринять все необходимые действия для обеспечения того, чтобы выплаты исполнялись заемщиком, то есть ГЧП. Использование заемных средств возможно только при наличии договора оказания услуг между ГЧП и акиматом города. ГЧП в 2023 году на погашение кредитных денежных средств и обслуживание систем уличного освещения города Семея должен был получить за аренду систем уличного освещения 414 494 172 тенге. Согласно договору о предоставлении систем уличного освещения города Семея, ГЧП обязуется предоставлять услугу по уличному освещению путем заключения сопутствующих договоров за счет выделенных средств из бюджета в соответствии с действующим законодательством. Однако в 2023 году договор на аренду уличного освещения не был заключен. ГЧП не прекращал работу по обслуживанию СУО до настоящего времени. В связи с чем просил взыскать сумму в размере 493 636 375, 97 тенге и возместить судебные расходы.
Ответчик - акимат города Семея - предъявил встречный иск и просил обязать ГЧП исполнить обязательства по договору о предоставлении систем уличного освещения в городе Семее, указывая на то, что кредитный договор в рамках реализации проекта "Модернизация СУО в г. Усть-Каменогорске и г. Семее" был заключен 23 июня 2017 года между ЕБРР и ГЧП. В рамках исполнения обязательств между отделом ЖКХ г. Семея и ГЧП заключен договор от 14 мая 2020 года №73 на оказание услуги по аренде СУО на сумму 1 256 млн. тенге. Договор исполнен в полном объеме. В 2022 году на эти цели из областного бюджета выделено 328 365 тыс. тенге. При утверждении бюджета на 2023 год на основании заявки управления энергетики на вышеуказанные цели городу Семею из областного бюджета выделено 331 596 тыс. тенге, которые по заявке данного администратора программ сняты при уточнении бюджета в ноябре 2023 года в связи с неосвоением. Отделом ЖКХ в 2023 году дважды проводились государственные закупки услуг аренды СУО способом открытого конкурса, которые не состоялись ввиду отсутствия у участников закупок необходимого оборудования, фактически числящегося на балансе ГЧП. Объявленные позже закупки способом прямого заключения договора отменены на основании уведомления ДВГА области Абай как неправомерно выбранный способ закупки. То есть даже при наличии выделенных средств заключение договора не представлялось возможным в силу законодательства о государственных закупках.
По решению суда первой инстанции на АО "Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО" возложено исполнение обязательств по договору о предоставлении систем уличного освещения в городе Семее в части обеспечения процента исправных светильников в установках наружного освещения не менее 95% в течение двух месяцев. Это и пыталось опротестовать предприятие. Апелляционная коллегия сочла, что суд первой инстанции, разрешая дело в пределах заявленных требований, на основе исследованных фактических данных правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильно примененных нормах материального закона. При этом всплыл тот факт, что в июне прошлого года был проведён комиссионный осмотр 38 улиц города Семея с целью оценки фактического освещения улиц в ночное время и оценки технического состояния СУО в дневное время. И в его результате было установлено, что 40,52% светильников не работают.
"Негорение 40,52% светильников вызвано несоответствием установленных по программе модернизации уличного освещения светильников фирмы "Эверлайт" технической спецификации и нормативным актам в электроэнергетике Республики Казахстан".
В итоге решение специализированного межрайонного экономического суда области Абай оставили без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление вступило в законную силу с момента оглашения, и ГЧП нужно срочно обеспечить жителям Семея светлые улицы в вечернее время.
Фото: 24.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!