Владельцам магазинов и супермаркетов в Караганде рекомендовали выставить казахстанскую водку на самые видные полки
Недавно заместитель акима Караганды Халел АКИМЖАНОВ провёл онлайн-встречу с представителями сетей супермаркетов и владельцами торгующих алкоголем магазинов, которые работают в городе. Предпринимателям не сообщили, по какой причине их собрали, но во время разговора неожиданно выяснилось, что они должны кардинально пересмотреть варианты размещение алкогольной продукции на товарных полках. Речь пока зашла только об одной продукции – водке казахстанского производства. Чиновники предлагают таким образом поддержать отечественный бизнес и увеличить обороты продаж.
Управляющие супермаркетов пока ещё не знают, как отреагировать на такое требование. Кроме того, всех удивило, что из сотен продуктов и напитков казахстанского производства местные власти потребовали особого отношения только к водке.
Интересы компаний, выпускающих отечественную водку, представляет объединение юридических лиц «Ассоциация производителей и импортёров алкогольной и никотиносодержащей продукции QazSpirits». Ассоциацию создали в 2018 году. В неё на добровольной основе вошли 13 крупных производителей и импортёров.
Чтобы убедить отдать предпочтение отечественной водке, в QazSpirits провели анализ рынка. Презентацию этого исследования на днях разослали предпринимателям для ознакомления.
Итак, ассоциация сообщает, что, по их подсчётам, около 25-30 казахстанских торговых марок могут заместить импортную водку в ценовом сегменте от 1000 до 2500 тенге. Кроме того, в 2021 году планируют начать выпускать отечественную водку стоимостью более 2500 тенге.
QazSpirits утверждает, что торговые сети, отдав предпочтение отечественным маркам, не потеряют объёмы продаж. По их данным, в 2020 году продажи казахстанской водки выросли на 21 процент, а в пересчёте на деньги рост прибыли с продаж достиг 49 процентов.
Несмотря на красивые цифры, остаётся несколько замечаний. Во-первых, QazSpirits не указывает исходные данные, откуда были выведены проценты. Во-вторых, согласно различным статистическим подсчётам, в 2020 году казахстанцы в принципе потребляли больше алкоголя, чем когда-либо за последние годы. Связано это не с качеством продукции, а с коронавирусными ограничениями и банальной скукой.
Далее, QazSpirits констатирует, что при выборе водки большое значение имеют «безопасность продукции и качество спирта, используемого при изготовлении водки». По результатам опроса, более половины респондентов уверены, что казахстанская водка производится из более качественного спирта и по качеству не уступает алкоголю из стран СНГ.
«Наиболее высоко оценивают качество спирта потребители старшего поколения (40 лет и выше) и респонденты с низким уровнем дохода (до 50 000 тенге на человека)», - отмечается в исследовании QazSpirits.
Дальнейшая информация показывает, что таким образом ассоциация выделяет конечного потребителя. По словам исследователей, зарубежную водку предпочитают покупать люди более молодого возраста и с более высокими доходами, а также жители Алматы и южной части Казахстана. К последним примкнули и жители столицы, которые считают, что казахстанский алкоголь уступает по качеству.
«Две трети (62 процента) потребителей водочной продукции считают, что стоимость казахстанской водки дешевле по сравнению с водкой производства стран СНГ. Более половины респондентов (58 процентов) демонстрируют приверженность казахстанской водке – даже если цена на водку стран СНГ будет ниже и при условии такого же качества, то они выберут казахстанскую водку. Высоко лояльны потребители с низким уровнем дохода – до 50 000 тенге на человека», - вновь подчёркивают QazSpirits.
Стоит обратить внимание, что исследователи особо выделили респондентов казахской национальности, что видно на диаграмме. По их данным, 61 процент опрошенных казахов готовы пить только отечественную водку, даже если импортная будет той же цены.
Также, согласно опроса, в фокус-группах больше половины считают, что продавцы специально выставляют импортную водку на самые видные места. Другие вовсе не обращают на это внимания или считают обыденностью. В связи с этим QazSpirits и предлагает изменить выкладку товаров в отечественных торговых сетях.
«Мы просим обеспечить представленность отечественной водки не менее 70-80 процентов полки. При данной выкладке торговые сети увеличат оборот и прибыльность от реализации данной категории товара», - делает вывод QazSpirits.
Карагандинские чиновники приняли это предложение как прямое руководство к действию. Предпринимателям города они пообещали, что проведут беседы с каждым по отдельности.
Фото: Слайды из презентации QazSpirit.