"Галстук я стану носить, когда мы спишем наши долги", — пообещал лидер Коалиции радикальных левых сил Алексис Ципрас журналистам за день до досрочных парламентских выборов. С ними он встречался как глава оппозиционной партии, а в понедельник стал уже новым национальным лидером — предварительные итоги выборов показывают убедительную победу СИРИЗА, пообещавшей прекратить политику жесткой экономии, списать большую часть долгов и выйти из меморандумов с кредиторам, по которым Греция обязана согласовывать каждый свой шаг, передает РИА Новости.
Галстуки Ципрас не носит. Да и на машину он пересел совсем недавно. Харизматичный 40-летний Ципрас, инженер по образованию, всегда предпочитал мотоциклы, и, даже став лидером крупнейшей оппозиционной партии, продолжал ездить на BMW GS 650.
Политикой он занялся еще в школе — был членом организации Коммунистической молодежи Греции, действующей под руководством компартии. В школьные годы он протестовал против образовательной реформы, изучал Маркса, Ленина, Гегеля, Грамши, был поклонником легендарного революционера Че Гевары и даже дал его имя своему младшему сыну. Он болельщик футбольного клуба "Панатинаикос" и сам постоянно играл с друзьями в футбол.
В православной Греции, где 98% населения верующие, Ципрас не побоялся признаться в том, что он не верующий. "Не буду скрывать от вас — я не верю в Бога, я не религиозен. Я думаю, известно, что большинство тех, кто связан с левым движением, не являются религиозными людьми", — признался Ципрас в 2008 году. Это заявление политические оппоненты и годы спустя используют против него.
В отличие от большинства греков, Ципрас живет с супругой в гражданском браке. Его жена Перистера Базиана, с которой они познакомились во время учебы в лицее и с той поры всегда вместе, старается не быть в центре публичного внимания. У них двое сыновей — Фев-Павел и Орфей-Эрнесто, названный в честь Че Гевары.
Во время учебы в университете Ципрас участвовал во всех крупных митингах, а после раскола Коммунистической партии в 1991 году перешел в коалицию левых сил. Как сам он объяснял свое решение, "консервативный способ мышления и руководства" в КПГ не соответствовал его темпераменту. В университете он был избран секретарем Союза молодежи и четыре года возглавлял его, а после университета основал компанию, но после пяти лет работы по профессии решил заняться политикой.
Критики обвиняют Ципраса в популизме, в чрезмерных амбициях, но молодой, постоянно улыбающийся политик смог возглавить крупнейшую оппозиционную партию, обойдя опытных ветеранов политического движения, и из "партии 4%", которые СИРИЗА получала раньше, сделать ее победительницей на сложнейших выборах.
Политическая звезда Ципраса начала восходить в 2008 году, когда на выборах председателя Коалиции радикальных левых он набрал 70,41% голосов, оставив далеко позади известного политика Фотиса Кувелиса с 28,67%.
В 2009 году Ципрас возглавил избирательный список партии и впервые прошел в парламент Греции. Однако тогда партия показала очень слабый результат — 4,6% голосов и 13 мест. Это вызвало недовольство среди однопартийцев — а Кувелис, и так уступивший лидерство Ципрасу, и трое других членов партии вышли из ее рядов, чтобы основать свою — "Демократические левые". Но уже в декабре 2014 года Кувелис поддержал позицию Ципраса и не стал голосовать за кандидатуру президента Греции, таким образом подтолкнув страну к политическому кризису и досрочным выборам. Не исключено, что теперь, в знак благодарности, Кувелис может получить предложение занять пост президента страны.
В 2012 году Ципрас стал главным конкурентом лидера "Новой демократии" Антониса Самараса, а выборы проиграл с разницей менее 3% голосов. Теперь он взял реванш.
Перед выборами в Европарламент в мае 2014 года Ципрас принял предложение стать кандидатом от Европейских левых на пост председателя Европейского парламента. Именно тогда Ципрас стал политиком европейского уровня, установил множество контактов и показал серьезность своих намерений решить греческие проблемы.
Когда Ципрас впервые пару лет назад заявил, что "с Греции начнется меняться Европа", его слова никто не воспринял всерьез. Греция находилась в глубоком кризисе, а ее официальное признание банкротом многие считали лишь делом времени.
Однако ситуация изменилась. Во многом благодаря мерам жесткой экономии главного политического противника Ципраса — Самараса, Греция смогла выстоять и даже начала выходить из экономического кризиса.
Но то, как это было сделано, вызвало недовольство греков, решивших, что им достаточно 40 лет пребывания у власти партий ПАСОК и "Новая демократия" и пришло время менять их.
Главный лозунг предвыборной кампании "Приходит надежа. Греции движется, Европа меняется" нашел отклик в стране.
Многие греки восприняли появление 40-летнего Ципраса как надежду, но для значительной части Европы он стал главной угрозой еврозоны. Вместе с тем обещания Ципраса в случае прихода к власти заставить всю Европу пересмотреть политику в отношении долгов не только испугали многих, но и нашли поддержку среди как левых, так и правых политиков. Политики стали призывать учитывать, наконец, интересы бедных стран, а международная пресса стала относиться к Ципрасу более благосклонно.
"Че Гевара Европы", — написала британская Telegraph в репортаже из Афин о Ципрасе, добавив, впрочем, что "гармония в еврозоне — это последнее, о чем думает Ципрас".
Теперь все ждут, как новый национальный лидер начнет воплощать свои обещания и насколько они затронут гармонию еврозоны.
И когда он, наконец, начнет носить галстук.