Измерение режимной трансформации
Все политические режимы меняются во времени. В одних укрепляется и развивается демократия, другие скатываются к авторитаризму или, хуже того, тоталитаризму, третьи, наоборот, от авторитаризма движутся к демократии.
Траектории движения той или иной страны видны в ретроспективе, когда мы отдалены от событий прошлого достаточно большим промежутком времени и можем обозреть всю траекторию развития.
Но ведь нам интересна не только история - мы хотим не просто понять, но и качественно и количественно оценить наше развитие прямо сейчас, определить его направление.
Теория режимных трансформаций, рожденная на стыке политологии, социологии и экономики, активно развивается последние лет пятьдесят–шестьдесят. Особый импульс она получила после развала социалистического лагеря, когда страны, входившие в него, пошли по разным траекториям развития, порой очень даже причудливым.
Одним из инструментов качественного и количественного измерения происходящих трансформаций является Индекс трансформации Бертельсманна (ИТБ) (ссылка на сайт: https://www.bti-project.org/en/home/).
Фонд Бертельсманна — это частный фонд, созданный в 1977 г. Он разрабатывает и курирует проекты, нацеленные на поиск решений актуальных проблем современности.
Целью проекта ИТБ является сравнительный анализ уровня развития демократии и рыночной экономики, а также качества политического управления в 129 странах мира.
Первый компонент общего Индекса трансформации – "статусный индекс" - должен отражать степень продвижения 129 государств к демократии и рыночной экономике. Показатель каждой страны рассчитывается как среднее арифметическое двух числовых показателей, характеризующих прогресс в области политической и экономической трансформации. Успешность политической трансформации определяется на основе таких критериев, как суверенность, политическое участие, верховенство права, стабильность демократических институтов, политическая и социальная интеграция и др. При анализе экономической трансформации учитываются: уровень социально-экономического развития страны, структура рыночных и конкурентных процессов, валютная и ценовая стабильность, уважение прав частной собственности, уровень всеобщего благосостояния, устойчивость экономической системы и т.д.
Второй компонент – "индекс управления" – оценивает качество управления в стране. Показатель каждой страны подсчитывается исходя из числовых показателей уровня и сложности управления. При определении уровня управления принимаются во внимание: способность политических акторов к маневрированию и достижению консенсуса, ресурсная эффективность, взаимодействие с внешней средой. Сложность управления вычисляется по шести индикаторам: структурные условия, традиции гражданского общества, интенсивность конфликтов, уровень образованности населения, экономические показатели и роль институтов (источник: http://old.politstudies.ru/fulltext/2006/5/4.htm).
Чтобы продемонстрировать результаты индекса для Казахстана, приведу скриншот из Атласа индекса. Если кого-то интересует больше деталей, то можно пройти по ссылке: https://www.bti-project.org/en/data/atlas/.
На рисунке 1 показано распределение обследованных стран по уровням развития рыночной экономики и демократии.
Рисунок 1. Рыночная экономика и демократия. Источник: https://www.bti-project.org/en/data/atlas/
Казахстан находится на пересечении "экономики с функциональными недостатками" с "жесткой автократией". Точки, между которыми расположилась наша страна, соответствуют Руанде и Марокко. В самом нижнем левом углу находится Сомали. В самом верхнем правом углу находятся Чехия и Эстония.
Будет интересно посмотреть, как менялись значения и оценки уровней развития демократии и рыночной экономики, а также качество государственного управления.
Рисунок 2. Динамика изменения уровня демократии в Казахстане по ИТБ
Рисунок 3. Динамика изменения уровня развития рыночной экономики в Казахстане по ИТБ
Несомненно, любой индекс или рейтинг является довольно условным. Во-первых, потому что не все факторы принимаются во внимание. Во-вторых, потому что индексы и рейтинги складываются на основе субъективных экспертных оценок.
Но, с другой стороны, если говорить об индексе трансформации Бертельсманна в части, касающейся Казахстана, то приведенная динамика показателей соответствует нашим представлениям о процессах, протекающих в стране.
Совершенно очевидно, что приоритетными задачами текущей повестки дня должны стать устранение дефектов рынка, рост качества государственного управления и повышение уровня демократизации в стране. Решение именно этих задач потянет за собой решение и других проблем, включающих в себя создание стимулов для роста производительности труда и повышение качества жизни населения.
Фото: express-k.kz.