Добровольный уход диктаторов
В предыдущих заметках (Жизнь в эпоху перемен. Часть 1 и Жизнь в эпоху перемен. Часть 2) главной темой, которую хотелось раскрыть, было определение причин, по которым в результате революции ультрарадикалы приходят или не приходят к власти. В этой заметке мы поговорим о том, почему и как военные диктаторы добровольно отказываются от власти. В качестве примеров возьмем Жуана ФИГЕЙРЕДУ, Рейнальдо БИНЬОНЕ, Аугусто ПИНОЧЕТА, Федона ГИЗИКИСА и Чон Ду ХВАНА.
Правления этих диктаторов обычно характеризуется как фашистское. Они жестко подавляли инакомыслие и оппозицию и, тем не менее, под давлением общественного недовольства были вынуждены добровольно отречься от власти, передавая ее демократически избранным президентам и парламентам. Из пяти диктаторов трое из Латинской Америки, один из Греции и один из Кореи. Все пять смен режимов уложились в промежуток между 1974 и 1989 годами.
В будущих заметках мы более детально рассмотрим причины смены демократических режимов фашистскими. Но сначала мы все-таки рассмотрим обратный процесс, потому что он является логическим продолжением предыдущих заметок.
Все пятеро были военными, все пришли к власти в результате государственных переворотов или были преемниками первых диктаторов.
Накануне переворота
Для всех стран, выбранных в качестве примера, характерны некие особенности, предшествовавшие приходу к власти военных.
Первое. Каждая из этих стран находилась в процессе фазового перехода от доиндустриального общества к индустриальному. Корея была еще только в начале этого пути, остальные страны продвинулись достаточно далеко.
Второе. Режимы, предшествовавшие приходу военных к власти, не были полноценными демократиями. Более того, в этих странах не было устойчивых демократических традиций, сильных партий, пользовавшихся поддержкой широких кругов избирателей, придерживающихся демократических принципов.
Третье. В каждой из этих стран были сильны "левые" настроения. В Корее и Чили левые попросту были у власти.
Четвертое. В каждой из стран позиции армии и ее влияние на внутреннюю политику были очень сильны. При этом настроения в армии были антидемократическими.
Пятое. Для каждой из стран был характерен высокий уровень коррупции.
Военные у власти
Сроки пребывания военных у власти и результаты правления сложились по-разному.
В Корее военные были у власти с 1961 по 1988 гг., в Бразилии - с 1964 по 1985 гг., в Чили - с 1973 по 1990 гг., в Греции – с 1967 по 1974 гг., в Аргентине с 1976 по 1983 гг.
Некоторые представления об экономических результатах правления военных можно получить из таблицы 1.
Среднегодовые темпы роста ВВП | Среднегодовая инфляция | |
Корея | 9.7% | 14.5% |
Бразилия | 6.1% | 59.4% |
Чили | 2.8% | 75.6% |
Греция | 6.1% | 8.1% |
Аргентина | 1.2% | 190.9% |
Самые большие успехи военными были достигнуты в Корее, а самые удручающие в Аргентине.
Про Корею уже публиковалась серия заметок на Ratel.kz (Диктатура и экономический прогресс, Корейский путь к процветанию и Диктатура или демократия?). К ним можно добавить, что, когда первоначальная модель развития исчерпала свои возможности, корейские генералы не стали держаться за нее изо всех сил, а стали проводить реформы, позволившие после краткосрочного спада восстановить высокие темпы экономического роста.
В Аргентине, наверное, был установлен самый жестокий из всех рассматриваемых режимов. Точное число его жертв неизвестно. Оцениваются они в 30 – 40 тыс. человек. В Аргентине тоже стремились к развитию экономики, но выбрали совершенно неверный путь. Упор был сделан на развитие сельского хозяйства, что привело к де-индустриализации страны: доля промышленного производства в ВВП страны сократилась с 51% в 1976 г. до 42% в 1983 г. Аргентина – страна латифундистов, поэтому выбранный курс удивления не вызывает. Вдобавок произошло почти полное дерегулирование финансового рынка. Это привело к росту ставок по депозитам, соответственно, удорожанию кредитов и гиперинфляции.
В Бразилии экономическая политика в основном продолжала линию, проводившуюся в свое время Жетулио ВАРГАСОМ, возглавлявшем страну с 1930 по 1954 гг., с перерывом на 1945 – 1950 гг. Частному национальному капиталу были отданы на откуп отрасли, не требовавшие больших капитальных вложений. Капиталоемкие отрасли развивались как за счет государства, так и за счет иностранных инвесторов.
Но к середине 70-х годов прошлого века эта модель себя исчерпала. Однако бразильские военные не смогли от нее отказаться и провести хотя бы минимальные реформы. Это привело и к падению темпов экономического роста, разгону инфляции и снижению жизненного уровня населения.
Экономическая политика "черных полковников" в Греции продолжала курс, взятый после войны и во многом совпадавший с корейским и бразильским: концентрация капитала за счет государства и иностранных инвесторов в капиталоемких отраслях. Власть продвигала в массы идею: сначала поднимем уровень жизни населения, а потом проведем демократические реформы. И, в принципе, экономика Греции развивалась успешно, пока не случился первый нефтяной кризис 1974-го года, больно ударивший по всей Европе, в том числе и Греции.
У Чили был свой, особенный путь. Пиночет пришел к власти, когда страна уже находилась в экономическом кризисе. Хунта с этим кризисом не справилась, а только его усугубила. Военные вынуждены были пойти нетрадиционным для Латинской Америки путем: они решились на массовую приватизацию и политику сбалансированного бюджета. Это позволило справиться с кризисом и несколько выправить ситуацию, хотя сокращение социальных расходов больно ударило по населению. Но в 1982 – 1983 гг. случился новый кризис, вызванный падением цен на медь, основной экспортный товар страны. Была проведена вторая волна приватизации, теперь уже инфраструктурных объектов. Примерно тогда же был совершен переход от солидарной к накопительной пенсионной системе. Все это, плюс рост цен на медь позволили выправить ситуацию.
Добровольный уход
Страна с рыночной экономикой, не оградившая себя железным занавесом, не может долго мириться с авторитарным режимом. Государственное регулирование, сковывающее частную инициативу, привилегированные фирмы, получающие конкурентные преимущества от близости к власти, если не полное отсутствие, то сильные ограничения на свободу высказывания своих идей порождают недовольство, в первую очередь, у образованной части населения. Но экономическое развитие требует роста количества образованных граждан. Наконец, страна открыта для разнообразных идей, в силу ее открытости, в том числе и либеральных.
В Корее военные согласились на демократизацию, когда поняли, что сохранение авторитарной формы правления может привести к политическому и экономическому кризисам, ресурс реформ в рамках режима себя исчерпал.
Примерно по такому же сценарию и по тем же причинам Аугусто Пиночет решился передать власть гражданским властям. В Чили еще был и плебисцит, на котором диктатору был выражен вотум недоверия.
Примерно по такому же сценарию и по тем же причинам отказались от власти военные в Бразилии.
В Аргентине все было несколько сложнее. И экономические проблемы были тяжелее, и в довесок к этому авторитет военных был подорван поражением в войне с Великобританией за Фолклендские/Мальвинские острова.
В Греции, с традиционно сильными левыми и либеральными идеями, режим "черных полковников" особой популярностью не пользовался, несмотря на экономические успехи. Когда военные, на фоне кризиса 1974-го года, попытались устроить переворот на Кипре и потерпели фиаско, то их авторитет упал до нуля, и они решили за лучшее добровольно отказаться от власти.
Список источников:
Ар. А. Улунян. Ошибка полковника Пападопулоса. Крах идеи "сильной руки" и крушение системы "управляемой демократии" в Греции (1967 – 1974). М.: ИВИ РАН. 2004.
В. П. Казаков. Политическая история Аргентины. М.: Высш. шк. 2007.
Е. А. Ларин (ответ. ред.). История Латинской Америки. Вторая половина ХХ века. М.: ИВИ РАН. 2004.
С.С. Суслина. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 80-х – начало 90-х годов). М.: Издательство фирма "Восточная литература" РАН. 1997.