В отличие от спасения банковской системы, в этот раз придётся спасать МСБ, авиацию и простых людей
Президент ввёл в стране чрезвычайное положение. Я думаю это правильное решение. Конечно, в любой ситуации, найдутся те, кто скажет: "Надо было это раньше делать". Или наоборот, оппоненты, которые скажут, что пока этого делать не надо было.
У человека, принимающего решение, всегда сложная задача попасть в узкое окно возможностей между "ещё рано" и "уже поздно".
Хотелось бы пройтись по ключевым вопросам.
Вопросы по ЧП.
№1. Зачем оно нужно? Необходимо приостановить распространение инфекции. Закрытие внешних границ уже не поможет, это надо было делать раньше. Самое главное, сократить общение людей. Если люди не встречаются, особенно большими группами в замкнутых помещениях, вирус не передаётся.
Сейчас эпидемия развивается по законам математики, учёные установили, что у этого вируса коэффициент передачи 3 с хвостиком. То есть, средний инфицированный заражает примерно 3 человека в день. Если представить всех нас в одном месте, то получится утроение заражённых каждый день. При таком варианте на 15-й день будет заражено больше 14 млн человек – 3 в 15-й степени это 14,348,907. Человек может не чувствовать признаков болезни (температура, боли) до 5 дней.
Динамика новых случаев заболевания в Корее.
№2. Что надо делать? Готовить медицинскую службу и тестировать всех подозрительных, в том числе и добровольных. В Корее, в отличие от Китая, не стали вводить ограничения на передвижение для отдельных мест, вместо этого они стали массово проводить тестирование. Вроде сработало.
№3. Как долго это продлится? Есть вопросы, на которые надо честно сказать – мы не имеет ответов сегодня. Но есть предположения минимального характера, которые я бы дал всем для какого-то ориентира.
Мы не знаем, будет ли вторая, третья волна пандемии после этой. Китай, Корея сегодня идут относительно на поправку, но как они будут реагировать, если визитёр из Европы привезёт им новую мутацию вируса в другую провинцию. Они опять всех закроют на два месяца?
Мы не знаем, имеет ли вирус сезонный характер. Мы не знаем, вырабатывается ли устойчивый иммунитет у переболевших или они могут опять заболеть. Мы не знаем долгосрочных последствий болезни для выздоровевших. И много ещё чего не знаем.
Но есть уже факты и статистика распространения вируса, и можно точно сказать, что будет намного хуже, прежде чем станет лучше.
Примерно, при правильной борьбе с эпидемией в отдельной стране, пик распространения приходится на второй месяц. В этом году ещё и Рамадан приходится на 23 апреля – 23 мая. Так что свадьбы, юбилеи и другие тои придётся отменить не только до даты окончания ЧП 15 апреля, но и сразу до июня.
Вирус и экономика
И вот тут можно перейти к другой важной стороне проблемы вируса – это болезнь экономики, которая тоже, а может и ещё больше скажется на людях. Негативный эффект прямой и отложенный, в виде несостоявшихся инвестиций, от COVID-19 огромен. И заниматься сегодня гаданием на кофейной гуще, насколько изменится рост экономики в 2020-2021 годах, какой будет платёжный баланс страны и курс валюты – не имеет никакого позитивного смысла.
Но экономике надо помочь сегодня, иначе завтра ущерб будет больше и восстановление займёт бóльшее время. Источники, к счастью, сами идут в руки. Госдолг Казахстана невелик, а ставки на Западе сегодня базовые около нуля, значит занять можно будет под 1-1.5% лет на 10-20. Таким образом, даже не трогая Нацфонд, можно профинансировать 3-5 млрд долларов и ослабить удар по экономике.
В отличие от спасения банковской системы, в этот раз придётся спасать МСБ, авиацию и простых людей. Что надо сделать?
• Прежде всего всем временно уволенным сотрудникам предприятий общественного питания, торговли, туризма, развлекательной индустрии кино, парков и прочего, гостиниц, строительства необходимо выплачивать "анти-кризисное" пособие, скажем 3-4 МРОТ до нормализации ситуации. Сейчас не стоит заниматься выяснением, кто и сколько получал, потому что эта работа у нас никогда не закончится.
• Всем экономическим субъектам, кроме крупных недропользователей надо дать право обратиться с заявлением в налоговую и отложить оплату КПН и других налогов до лета.
• Дать возможность со стороны регулятора банкам без экономического ущерба проводить временные форс-мажорные реструктуризации займов бизнесу и кредитов населению. Со стороны Нацбанка можно подкинуть финансирование на поддержку ликвидности в случае необходимости коммерческим банкам.
• Оказать прямую безвозмездную помощь на обслуживание кредитов по основному оборудованию и технике компаниям: авиации, железных дорог, морского и сухопутного транспорта, иначе мы их можем за несколько месяцев довести до банкротства.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook.
Фото: REUTERS / Dado Ruvic.