Политолог Андрей Чеботарёв об итогах 2025 года, институциональных изменениях и границах гражданского участия
В 2025 году в политической повестке обозначились несколько ключевых линий: обсуждение парламентской реформы, резонансные конфликты вокруг СМИ, кадровые решения и заметное снижение публичной гражданской активности. Эти процессы по-разному проявлялись в течение года, но в совокупности показали, где проходят границы изменений и участия. О том, какие из них оказались принципиальными и почему люди с активной гражданской позицией предпочли выжидать, редакции Ratel.kz рассказал политолог Андрей Чеботарёв - директор Центра актуальных исследований «Альтернатива».
- Какие политические события этого года вы считаете самыми запоминающимися? Почему именно они, на ваш взгляд, стали ключевыми?
- Прежде всего, это анонсирование президентом страны Касым-Жомартом Токаевым проведения в 2027 году парламентской реформы. Считаю, что она призвана обеспечить в обозримой перспективе преемственность не столько президентской власти, сколько официального политического курса. В связи с этим ставка делается не столько на конкретную персону как потенциального кандидата в президенты, сколько на институциональные изменения в политической системе Казахстана. К тому же запрос на введение однопалатного парламента в унитарном государстве имеется давно. Правда, есть спорные моменты, включая возвращение пропорциональной избирательной системы. Но в целом ожидается усиление полномочий законодательного органа и уровня подотчетности правительства перед ним.
Далее это утверждение Указом Президента РК от 5 ноября т.г. документа «Основные принципы, ценности и направления внутренней политики Республики Казахстан». До этого данное направление деятельности государства и его органов, несмотря на свою важность, не было отражено в едином официальном документе, определяющем ее суть, цель, принципы, основные направления и механизмы реализации. Но, как говорится, «Лучше поздно, чем никогда». В первую очередь, этот документ является своего рода инструкцией для сотрудников профильных госорганов. Вместе с тем он значим и для широкой общественности, которая получила максимальное представление о внутренней политике государства и может так или иначе использовать эти знания в процессе своей жизнедеятельности. Начиная от воспитания детей в духе общенациональных ценностей и заканчивая взаимодействием с госорганами и их должностными лицами. Для меня оба эти события важны еще и потому, что я непосредственно принимал и принимаю участие в разработке соответствующих документов.
Некоторые же события носили резонансный характер и возникли не вследствие решений и действий властей, а независимо и даже вопреки им. Это, во-первых, покушение на заместителя акима города Шымкент Руслана Берденова, сорвавшее едва начавшуюся его карьеру на госслужбе. Во-вторых, неоднозначная ситуация вокруг интернет-издания «Orda.kz» и ее главного редактора Гульнар Бажкеновой, которое можно назвать «ORDAгейт». И, в-третьих, конфликт между информагентством «КазТАГ» и «Freedom Holding Corp.». Все они, на мой взгляд, объединены фактором обострения внутриэлитных противоречий с вмешательством государства в поддержку одной из противоборствующих сторон. Но, если ситуация с Берденовым была разрешена максимально в правовых рамках, то ситуация с двумя указанными СМИ вызывает как минимум ряд вопросов относительно необходимости использования жестких мер в отношении их руководителей.
- Что в политической системе Казахстана за этот год реально изменилось, а что осталось прежним?
- Из конкретных мер институционального характера можно отметить реорганизацию Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) путем присоединения к Комитету национальной безопасности (КНБ). Это позволило, во-первых, усилить позиции КНБ в целом и по линии обеспечения экономической безопасности, в частности. Во-вторых, придать антикоррупционной деятельности качественно новый формат, включив ее в сферу национальной безопасности. Представляется, что это повлияло на определенное снижение уровня коррупции в госаппарате, поскольку мало кто захочет оказаться в поле зрения КНБ.
В то же время неоднозначная ситуация сложилась вокруг выборности акимов районов и городов областного значения. В этом году были избраны 8 акимов этой категории, включая акима города Семей. Однако сам формат проведения данных выборов без четкого порядка их назначения и единого дня голосования, с низким уровнем конкуренции, в том числе среди действующих партий, и освещения в СМИ делает их довольно формальными. Впрочем, президент поручил рассмотреть возможность изменения процедуры выборности этих акимов с передачей ее в компетенцию соответствующих маслихатов. Судя потому, что такая постановка вопроса не вызвала какой-либо резкой критики и протестов в обществе, то следует ожидать принятия по нему положительного решения.
- Кадровая политика этого года - это обновление управленческой элиты или перераспределение ролей внутри прежнего круга?
- Налицо перераспределение ролей. При этом сохраняется ставка на представителей дипломатической службы. Показательно в этой связи назначение бывшего официального представителя Министерства иностранных дел (МИД) Айбека Смадиярова заведующим Отделом внутренней политики Администрации Президента РК. Однако все это демонстрирует сохранение в госаппарате кадрового дефицита.
Разве что постепенно идет рекрутирование кадров из числа парламентариев, причем из разных партий. Вновь отмечу пребывание в должности замакима Шымкента экс-депутата Мажилиса Парламента от партии «Respublica» Руслана Берденова. А его бывшая коллега по законодательному органу из партии «Amanat» Жулдыз Сулейменова была назначена министром просвещения. Но пока это разовые меры. Хотя за счет представителей разных партий власти могут, в частности, обновить корпус акимов районов и городов областного значения. Главное, чтобы сами партии в ближайшее время сформировали пул своих кандидатов на эти должности.
- Чем парламент запомнился в этом году?
- Парламент в лице депутатов обеих палат все больше становится открытым и самостоятельным. Прежде всего, увеличивается количество законопроектов, инициированных парламентариями. В этом году, к примеру, таковыми стали уже принятые законы «Об амнистии в связи с тридцатилетием Конституции Республики Казахстан и «Об искусственном интеллекте». На рассмотрении в Мажилисе также находятся проекты законов с поправками в законодательство о местном государственном управлении и самоуправлении, миграции населения, энергосбережения и т.д.
Что касается открытости, то у Мажилиса в основном это проявляется в рамках работы Общественной палаты. В этом году было проведено 14 ее заседаний, включая 6 выездных в отдельных регионах, с рассмотрением различных законопроектов либо важных вопросов, требующих законодательного обеспечения. Сенат же, в частности, провел в октябре Taldau Forum с обсуждением вопросов развития человеческого капитала и цифровизации, а позже запустил новый набор в действующую под его эгидой Школу аналитики. Так что у обеих палат выстроены и достаточно хорошо функционируют различные механизмы взаимодействия с обществом и его институтами.
- В парламенте представлены шесть партий. Появились ли среди них признаки реальной политической конкуренции? И как бы вы оценили их активность по шкале от одного до шести, где «один» - самая активная и перспективная партия, далее по убыванию?
- По крайней мере, в Мажилисе наблюдается многообразие мнений по разным вопросам жизнедеятельности казахстанского общества и государства. В определенной степени это положительно влияет и на качество рассматриваемых парламентом законопроектов. Однако по количеству инициируемых законопроектов лидируют депутаты от партии «Amanat». Тогда как остальные партии преуспели в основном в запросах своих депутатов к правительству и иным центральным госорганам. Поэтому здесь, скорее всего, наблюдается не конкуренция, а своего рода разделение труда между ними. К примеру, партии «Ак жол» и «Respublica» поднимают вопросы развития экономики и предпринимательства, «Ауыл» - сельского хозяйства, НПК и ОСДП – социальной сферы.
«Amanat» как партия большинства задает тон в законотворческой деятельности и по другим направлениям работы Мажилиса. Поэтому первое место объективно занимает она. Что касается остальных партий, то я бы не стал оценивать работу их депутатских фракций таким образом. Некоторые из них, к примеру, иногда обращают на себя внимание не общим количеством запросов, а содержанием какого-либо одного из них.
Кстати, практически у всех парламентских партий с 2023 года деятельность максимально сместилась в парламент. То есть, все вертится вокруг их фракций. Тогда как снизился и без того невысокий уровень их взаимодействия с населением, включая работу региональных отделений. Так что будем ожидать, что в условиях подготовки к парламентской реформе и последующим выборам партии предпримут необходимые меры для улучшения своей деятельности.
- Изменилась ли роль граждан в политической жизни страны: общество стало более политизированным или более пассивным?
- Значительная часть нашего общества продолжает проявлять пассивность, на что, по моему мнению, влияют следующие основные факторы.
Во-первых, растущая фрагментация общества при отсутствии солидарности и взаимной поддержки между его разными частями. Даже внутри журналистского сообщества наблюдается выражение равнодушия или злорадства по отношению к коллегам, оказавшимся в критических ситуациях. Что уж тут говорить о представителях самых разных социальных групп и сфер деятельности, которые физически живут в одной стране, но ментально - словно в параллельных мирах. К тому же всему этому способствует наличие всевозможных «линий разлома», в том числе обусловленных внешними факторами.
Во-вторых, опасения властей относительно неконтролируемых проявлений гражданской активности, политизации деятельности различных институтов гражданского общества и, как следствие, вероятных проявлений дестабилизации обстановки в стране. В связи с этим они применяют различные ограничения и методы давления, начиная от отказов в проведении мирных собраний и заканчивая привлечением гражданских активистов к административной или уголовной ответственности по разным основаниям.
В-третьих, негативная роль социальных сетей, создающих у ряда гражданских активистов иллюзию влияния среди потенциальных сторонников и представителей власти. В связи с этим они предпочитают виртуальное общественно-политическое участие реальному. Особенно это наблюдается, когда недовольные конкретными действиями либо бездействием властей люди «выпускают пар» в соцсетях, что заменяет им проведение различных акций протеста.
В-четвертых, негативные процессы в экономике и социальной сфере, вынуждающие граждан максимально сосредотачиваться на своей работе, домашнем хозяйстве, семейных делах, получении кредитов и т.д.
Так, из протестов этого года вспоминается только ноябрьский митинг группы матерей погибших и пострадавших военнослужащих возле здания Минобороны. Даже неправительственные организации в своем большинстве не проявляют активности, например, по осуществлению общественного контроля за деятельностью государственных и квазигосударственных структур, а также по разработке проекта закона об НПО. Такое ощущение, что люди с активной гражданской позицией выжидают более благоприятного времени для ее проявления.
- Как вы в целом оцениваете внешнеполитический год для Казахстана?
- В сфере международных отношений уходящий год для Казахстана был довольно успешным. Этому благоприятствовали, с одной стороны, изменения в мировой политике, в том числе обусловленные сменой политического курса в США в рамках второго президентского срока Дональда Трампа. А, с другой стороны, неукоснительное следование нашей страной принципам многовекторности и прагматизма во внешней политике, а также поддержание нейтральной позиции по отношению к международным спорам и конфликтам. Если в 2022-2024 гг. Казахстан фактически был вынужден лавировать между ведущими участниками международных отношений, то в этом году он двигался достаточно уверенно в соответствие со своими национальными интересами.
Следует выделить два основных внешнеполитических направления, где Казахстан преуспел. Прежде всего, это развитие региональной кооперации в Центральной Азии (ЦА), которая способствует росту политической субъектности региона в системе международных отношений. Наша страна, в частности, провела 17 июня в своей столице второй саммит «Центральная Азия – Китай». Кроме того, в этом году впервые прошли саммиты стран ЦА с Евросоюзом, Италией и Японией. Особо следует отметить второй саммит «Центральная Азия – США», прошедший 6 ноября в Вашингтоне. Все это свидетельствует о важности роли ЦА во внешней политике указанных стран и международных организаций. К тому же участником ежегодных Консультативных встреч глав государств ЦА стал Азербайджан, что обусловлено тесными политическими, экономическими и социокультурными связями между ним и странами региона.
Второе важное направление – это продвижение Казахстаном своих позиций в ООН и сотрудничество с ее институтами. Прежде всего, 4 марта Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция о создании Регионального центра по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана с размещением в Алматы. Затем 3 августа состоялось подписание президентом Касым-Жомартом Токаевым и генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем соглашения о создании данного центра. В том числе все это призвано способствовать повышению и укреплению статуса Алматы как города глобального значения с развитой инфраструктурой и готовностью принимать и продвигать различные международные инициативы.
Также продолжилось продвижение идеи относительно реформирования ООН. 23 сентября, выступая на общих дебатах 80-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Токаев призвал реформировать Совет Безопасности ООН посредством введения в его состав крупных государств Азии, Африки и Латинской Америки, особенно из числа средних держав (middle powers), с последующей ротацией. Судя по всему, Казахстан претендует занять свое место в этом органе. Правда, пока неизвестно, насколько готовы к реализации этого предложения как постоянные члены Совета безопасности ООН, так и другие страны мира.
В рамках двустороннего взаимодействия приоритеты Казахстана были неизменно связаны с Китаем и Россией. Показательным в связи с этим стало, в частности, принятие решений об определении лидерами международных консорциумов по строительству первой и второй АЭС «Росатома» (РФ) и «China National Nuclear Corporation» (КНР) соответственно.
- Какой главный итог этого года вы бы выделили и какой ключевой риск видите на ближайшую перспективу?
- Главным итогом этого года стало развитие Казахстана в сравнительно стабильной атмосфере без каких-либо политических, социально-экономических и прочих потрясений. Резонансные события не привели к дестабилизации обстановки в стране. Не было также техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Благоприятным был и внешнеполитический фон.
Вместе с тем все это не является поводом для успокоения. Ряд экспертов прогнозируют ухудшение в следующем году ситуации в экономике и социальной сфере. В свою очередь, это может негативно отразиться и в политической жизни страны. Поэтому государству следует подготовиться ко всему этому, чтобы хотя бы минимизировать соответствующие угрозы. В том числе усилить социальную помощь разным слоям населения, а также поддержать субъектов малого и среднего бизнеса.
Отрицательной тенденцией является также отмеченное выше участие государства во внутриэлитных конфликтах. В связи с этим оно рискует утратить статус арбитра между их участниками. Так что лучше решать соответствующие споры и конфликты в судебном порядке, причем на основе не уголовного, а гражданского законодательства.
