Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Иностранцы, до сих пор считающие Казахстан классической страной верблюдов, были бы очень разочарованы, если бы узнали, что большинство самих казахстанцев знакомы ныне с этими впечатляющими домашними животными разве что по встречам в зоопарке и праздничным шествиям (молодёжь), плюс заученным в детстве скабрезными стишкам В. В. МАЯКОВСКОГО (старшие поколения). Более сведущие в зоологии этого мозоленогого вспомнят, правда, что верблюд с удовольствием пожирает верблюжьи колючки, а потом, благодаря "наеденным" горбам, неделями может вообще не есть, не пить (не курить и не материться!). И вообще-то он - "корабль пустыни", а потому плевать на всех хотел. В связи с чем - от него лучше держаться подальше!
Между тем ещё сто с небольшим лет назад верблюд являлся непременным элементом степного пейзажа и обыденности. Хороший "нар" слыл среди хороших людей своего времени чем-то вроде самого навороченного внедорожника у хороших из нашей эпохи. Хотя основная масса занималась не перевозками вип-клиентов, а горбатилась в те годы на караванных магистралях Великой Степи. Тысячеверблюдные торговые караваны пересекали пустынные безбрежья во всех направлениях - из Сибири в Китай, из Туркестана в Астрахань, из Алтая - на Урал. Их нескончаемое движение являлось великолепным и завораживающим зрелищем!
Верблюд играл не последнюю роль и при ежегодных перекочевках номадов. И в качестве мясомолочной скотины. И как движитель водяных насосов оседлых народов. И как источник шерсти, дорогая купюра для местной торговли. И…
Да мало ли? Чем ещё отметился в истории горбатый друг человека, я и расскажу ниже.
Пахарь
Сегодня это уже капитально подзабылось, но ещё 100 лет назад верблюд в степи выполнял ту же функцию, что лошадь на русских и европейских полях, и бык - на нивах южных стран. На верблюдах пахали.
Кто первый попытался использовать верблюда для пахоты, вряд ли когда-нибудь доподлинно выяснится. Но где – предположить можно. Как известно, в Средней Азии, с её земельным дефицитом, поля возделывали в основном ручным способом - с помощью мотыги и кетменя. Потому появление запряжённого в плуг верблюда следует соотнести с вводом в севооборот больших участков безлесого Казахстана и связать с "оседанием" кочевников в эпоху постепенного сокращения степной вольности.
Не просмотрели "тракторные" способности верблюда и русские крестьяне пограничных степных областей. Мой дед, Фёдор Кузьмич МИХАЙЛОВ, а он прошёл весь XX век в едином ритме со страной, вспоминал, как ещё в 20-е годы прошлого столетия ему приходилось пахать на верблюде в Поволжье. Так что, по большому счёту, если уж говорить о верблюде, то не следует сужать его роль. Верблюд – это отнюдь не только "корабль пустыни". В пустыни - это всё!
"Тройка почтовая"
После присоединения Туркестана к России связь главного города края - Ташкента - с метрополией осуществлялась посредством почтового тракта, бравшего начало в Оренбурге и проходившего через казахские степи. Длина всего тракта составляла почти 2000 вёрст, на протяжении которых содержались государством и частниками 96 почтовых станций. С 9-10 тройками на каждой.
Интересно, что на некоторых прогонах (особенно на песчаных участках) использовались не лошади, а верблюды. Которых однако впрягали в почтовые экипажи и частные тарантасы так же, "тройками". Вот, что вспоминает известный шведский исследователь Свен ГЕДИН о своей езде в 1893 году:
"Верблюды вообще очень послушны, бегут хорошо, и тогда ямщик может преспокойно сидеть на козлах, но иногда нам попадались такие упрямые, которые всё норовили свернуть с пути и идти своей дорогой; тогда ямщику приходилось сидеть на среднем из них. Поводья прикреплены к палочке, продетой сквозь носовой хрящ; таким-то жестоким способом заставляют этих громадных животных повиноваться".
"Кони, вельбуды, и буйволы, и девкы"
Юрты, девушки в национальных костюмах и верблюды – это три слона, которые до сих пор поддерживают интерес усреднённого интуриста к Казахстану. Любопытно, что устойчивый интерес иноземцев к верблюдам и девушкам имеет многовековую традицию.
Так, из летописи известно, что в те времена, когда на Русскую равнину надвигались грозные орды Чингисхана, половцы, дабы заручиться поддержкой руссов, отправляли князьям отчаянные посольства. С подарками. Так, хан Котян к своему призыву дать совместный отпор монголам для пущей убедительности присовокупил "кони, вельбуды, и буйволы, и девкы".
И если половецкие красавицы всегда были желанными призами и ценились русскими князьями (лица многих из них, благодаря этому, кстати, имели ярко выраженный восточный облик), то "вельбуды", являлись, скорее, элементами экзотики и престижа. На Руси того времени они оставались персонажами княжеских зоосадов и ярмарочных балаганов.
Караваны мёртвых
А вот ещё один пример нестандартного использования верблюдов, свидетельствующий об их былом значении. Караваны в Степи перевозили не только живых, но и мёртвых!
Дело в том, что быть погребённым рядом со святым - значило для правоверного больше, чем быть просто похороненным. Потому верблюды-катафалки, а то и целые траурные караваны, на которых останки набожных (и состоятельных) казахов со всех концов везли в Туркестан, встречались нередко на дорогах и тропах Казахстана в старые времена.
"Богатых людей, умирающих зимою, в некоторых поколениях Средней и Большой орд вместо погребения вешают на деревьях, обернув в войлок или полотно, весною же отвозят их в Туркестан и хоронят там близ гроба киргизского пророка Ходжи-Ахмета" - сообщал ещё первый исследователь "киргиз-кайсацких орд и степей" Алексей ЛЁВШИН.
"Богатые киргизы посылают в Азрет останки, а иногда части тела своих близких. Так, дети славного Чона в Баян-Аульском округе вырезали часть тела из его ноги и, обвив дорогой материей, послали в Азрет, чтобы положить рядом с останками святых". А это из записок Адольфа ЯНУШКЕВИЧА - внимательного наблюдателя, исследовавшего Степь несколько позже.
Сам себе памятник
В общем, если и ставить кому-нибудь памятник "за заслуги перед отечеством" на главной площади Астаны, то стоит присмотреться к нему - извечному горбатому труженику. Кстати, в Петербурге такой памятник есть. Правда, верблюд на нём не один, а вместе с Николаем Михайловичем ПРЖЕВАЛЬСКИМ - неутомимым исследователем дебрей Центральной Азии. Соседство вовсе не случайно, ибо именно с помощью верблюда великий открыватель открыл всё, что открыл.
А среди многого иного, открыл он, кстати, и … самого верблюда! В диком виде. Считалось, что в природе их уже не осталось. До тех пор, пока Пржевальский не встретил во время своего второго путешествия охотников, которые всё ещё промышляли в дебрях Таримской котловины самымых настоящих диких верблюдов.
Вот, как описывал характер дикаря сам исследователь:
"В противоположность домашнему верблюду, у которого трусость, глупость и апатия составляют преобладающие черты характера, дикий его собрат отличается сметливостью и превосходно развитыми внешними чувствами. Зрение у описываемого животного чрезвычайно острое, слух весьма тонкий, а обоняние развито до удивительного совершенства. Охотники уверяли нас, что по ветру верблюд может почуять человека за несколько вёрст, разглядит крадущегося охотника очень далеко, услышит малейший шорох шагов. Раз заметив опасность, зверь тотчас же убегает и уходит, не останавливаясь, за несколько десятков, иногда даже за сотни вёрст.
…Бегает дикий верблюд очень быстро, почти всегда рысью. Впрочем, в этом случае и домашний его собрат на большом расстоянии обгонит хорошего скакуна. На рану зверь весьма слаб и часто сразу падает от малокалиберной пули лобнорских охотников".
Венец природы
Иллюстрация: Василий Верещагин, "Верблюд".
Обитавший внутри величайшего Евразийского континента миллионы лет верблюд (его окаменевшие кости - весьма обычная палеонтологическая находка) медленно менялся вместе с условиями обитания. Пока не приспособился к той жизни в условиях аридного климата, которую способны вести немногие животные на планете.
В результате этой верблюжьей эволюции человек получил не только наиболее идеальное и неприхотливое транспортное средство для многомесячных походов по скудным пастбищам и безводным пространствам, но и возможность селиться там, где с другим спутником он бы не выжил.
Верблюд действительно ест всё. По всеядности его можно сравнить разве что с крысой. "У наших казаков верблюды съели рукавицы и кожаное седло, а монголы однажды уверяли нас, что их караванные верблюды, долго голодавшие, съели тихомолком старую палатку своих хозяев", - вспоминал Пржевальский.
Зато наевшись, он действительно способен, не зная устали, идти вперед, неся на горбу груз весом в 2-3 центнера. Ежедневно совершая переходы в 40 - 50 километров. Да ещё в придачу и давать молоко - вкус шубата, вовсе недаром считается наряду с кумысом и варёной бараниной истинным вкусом Великой Степи.
Источник валюты
И не только молоко, но и шерсть. Мало кто знает, что она когда-то считалась важным источником валютных поступлений Российской Империи.
Один из четырех получаемых с верблюда сортов шерсти ("джебага") шёл на производство знаменитой "армячины". А "армячина" шла в Англию по цене 16 рублей за кусок (величиной 20 аршин на 6 вершков - если в метрах, то это будет 14 на 0,27). Сама же "джебага" продавалась на внешнем рынке по цене 6-6,5 рублей за пуд (16 килограмм).
Залог бессмертия
Конец верблюжьей эре положило появление в Степи "железного коня". Но мало кто знает, что некоторое время и огнедышащие паровозы не могли существовать тут без своих двугорбых предшественников. Сохранились фотографии, на которых запечатлены верблюды, везущие связки саксаула к станциям Турксиба. Саксаул в те времена использовался как достойный заменитель угля.
Однако в советские времена верблюды постепенно становились элементом сказочной архаики. Дошло до того, что всё казахстанское поголовье "времён застоя" социализма уступило по численности стаду одной лишь Уральской области "эпохи загнивания" капитализма. Неприкаянные и ненужные бродяги шарахались по степям, дичая и пугая своим диким видом случайных встречных.
Но времена меняют отношения очень быстро. И сегодня "бесполезный"горбоносец вновь возвратился в быт селян. В глубинке как-то само собой вспомнилось, что он - проверенный транспорт, надёжный кормилец-поилец и опробованный одевалец. Отловленные по степям и пустыням "корабли" вновь попали в родные гавани. И опять, как и тысячи лет кряду, служат они своему обычному делу – помогают выживать истинным номадам.
Иллюстрации – из изданий XIX и XX веков.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!