Ваучерный обман или обратная сторона цифровизации

2028 просмотров
0
Саида УВАЛИЕВА
Среда, 01 Окт 2025, 10:00

Как экономия бюджета обернулась проблемами для казахстанских родителей

Система ваучеров на детские сады – инструмент социальной политики, который призван обеспечить прозрачность, доступность и эффективность дошкольного образования. Это официально. Не официально, подушевое финансирование ввели в систему образования для контроля и экономии бюджетных тенге. И по данным Министерства просвещения, ваучеры, запущенные в качестве пилотного проекта с 2019 года, надежды оправдали. Проект уже работает в 20 городах и 7 районах. Очередь в детские сады в охваченных регионах сократилась на 93 тысячи мест, а экономия государства составила 7,7 млрд тенге.  Но депутатский запрос на имя уже бывшего вице-премьера Ермека Кошербаева (ныне министр иностранных дел) показывает: за этими громкими цифрами скрывается провал системы, о котором умалчивают официальные отчеты.

Иллюзия выбора

В теории, принцип «деньги идут за ребенком» должен был повысить качество дошкольного образования за счет конкуренции. Если детский сад работает из рук вон плохо, то родители имеют полное право перевести ребенка в другой, вместе с бюджетными деньгами. На практике, как указали депутаты, в государственные садики попасть невозможно. Умная система, говорит, что нет мест и предлагает для начала пристроить ребенка в частный, где цены априори выше. А через год перевести в государственный, если получится. Государство покрывает только 20% расходов. Поэтому большую часть родителям приходится доплачивать, и частный детсад далеко не всем по карману, особенно при наличии двух-трех детей детсадовского возраста.  Поэтому обещанная «свобода выбора», таковой не является.

Дырка в системе

Как бы странно это ни звучало, но, если «прозрачная» система распределения ваучеров говорит, что в госсадиках нет мест, это не значит, что их действительно нет. Просто пилотный проект уже монетизировали.
«Сам процесс подачи заявки и охоты за ваучером стал предметом платных услуг. Уже сегодня родителям предлагают помощь в подаче заявки и получении ваучера в государственный детский сад за 50-100 тысяч тенге», –говорится в депутатском запросе.

Даже странно, что депутаты обратились только к вице-премьеру. Если «помогайки» активно участвуют в распределении бюджетных денег, то это уже дело спецорганов. Наличие свободных мест при их мнимом отсутствии больше похоже на коррупционную схему, чем на «абсолютно честный и прозрачный процесс». Здесь или госсады скрывают места, или система откладывает запас для «нужных людей». А это уже повод для тщательной проверки. Тем более, что и другие настройки системы вызывают вопросы. Например, после одобрения заявки у родителей есть пять дней на сбор всех необходимых документов и выбор детского сада. Потом ваучер «сгорает», и ребенка выкидывает из очереди. Конечно, документами надо озаботиться заранее, но случаи веские бывают, к тому же, как видим, и с выбором могут возникнуть проблемы. Поэтому и возникает ощущение, что вся работа системы настроена на сокращение очереди для отчетности, неважно за счет чего – устройства ребенка в детсад или «сгоревших» ваучеров. 

Тарифный тупик

Когда контроль эффективного использования бюджетных средств становится инструментом экономии, расплачивается население и бизнес.  Базовый подушевой норматив не учитывает реальные расходы частных детсадов: модернизация, питание, зарплаты квалифицированных сотрудников, расходы на коммуналку. Государственные сады получают дополнительные трансферты и субсидии, в том числе на повышение зарплаты. Частные детские сады, особенно связанные договорами ГЧП, выживают через навязывание дополнительных услуг и платные группы, то есть на родителей ложиться дополнительная финансовая нагрузка. Кроме того, тарифы утверждаются местными акиматами. Для города и села они разные, и также зависят от времени пребывания детей в дошкольном учреждении. При этом тариф единый для всех возрастов, но требования по наполнению возрастных групп разные. И нарушение этого требования грозит частнику санкциями, со всеми вытекающими. При таком раскладе частникам проще отказаться от участия в этой программе. Но тогда опять возникнет проблема дефицит мест в дошкольных учреждениях, на решение которой, в том числе и направленно подушевое финансирование.

Эффективность, а не экономия

Депутаты требуют пересмотреть механизм оценки успеха пилотного проекта:
  • Продлить срок действия ваучеров – дать родителям возможность решить формальности без торопливости.
  • Пересмотреть подушевой норматив – поднять его до уровня, который реально покрывает себестоимость услуг.
  • Усилить прозрачность отображения мест – исключить скрытые очереди.
  • Сохранить за ребенком его очередь, если ваучер «сгорел» по уважительной причине.
  • Ввести обязательный мониторинг качества программ и питания в садах.
  • Реально ориентировать ваучеры на нуждающихся – по доходу семьи, как обещал президент в 2024 году.

Крысиные бега

Но депутатам заодно бы потребовать и пересмотра системы распределения ваучеров на детские кружки и секции. Здесь тоже есть сомнения насчет прозрачности, честности и так далее. Например, 30 сентября в Алматы стартовала запись на очередь. Которая больше напоминает квест от государства – «Охота за ваучером». Учителя расписали родителям алгоритм, чтобы «успеть». Цитирую:
«Регистрация в 11:00. Вы должны быть готовы в 10:30. При себе иметь несколько устройств, через которые будете заходить на сайт. Портал будет открыт всего 15 минут, надо успеть записаться!!!».

Через 15 минут, после часа «Х» школьные чаты напоминали трагедию с элементами шпионского триллера. Порядка 60 родителей двух классов, так и не смогли поставить в очередь своих детей. У кого-то вообще портал не загрузился, кого-то выкидывало со страницы выбора кружка в самое начало. Не помог даже промелькнувший лайфак – «чтобы пустило, вводите не Алматы, а ВКО». Комментарии родителей в адрес портала и акимата цензуру не проходят, но возникли закономерные вопросы.

«Если никто из нас не смог зарегистрироваться, то кто тогда получил эти ваучеры? И были ли вообще 15 млрд тенге, выделенные на досуг детей в 2025 году?».

Фото: DepositPhotos

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Китай заполняет пустоту – у Центральной Азии нет выбора
Балансировать между глобальными игроками становится все сложнее
Малый Турксиб: Для чего настоящие поезда ходили по центру Алма-Аты
Репортажи из прошлого
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Рост ВВП и падение доходов: парадоксы казахстанской экономики
Казахстанцы зарабатывают на еду и похороны
От веб-драмы до блокбастера: путь казахстанского кинооператора
Багдат Аргинов о кино, стиле и зрителях
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента