
Как экономия бюджета обернулась проблемами для казахстанских родителей
Система ваучеров на детские сады – инструмент социальной политики, который призван обеспечить прозрачность, доступность и эффективность дошкольного образования. Это официально. Не официально, подушевое финансирование ввели в систему образования для контроля и экономии бюджетных тенге. И по данным Министерства просвещения, ваучеры, запущенные в качестве пилотного проекта с 2019 года, надежды оправдали. Проект уже работает в 20 городах и 7 районах. Очередь в детские сады в охваченных регионах сократилась на 93 тысячи мест, а экономия государства составила 7,7 млрд тенге. Но депутатский запрос на имя уже бывшего вице-премьера Ермека Кошербаева (ныне министр иностранных дел) показывает: за этими громкими цифрами скрывается провал системы, о котором умалчивают официальные отчеты.
Иллюзия выбора
Дырка в системе
Даже странно, что депутаты обратились только к вице-премьеру. Если «помогайки» активно участвуют в распределении бюджетных денег, то это уже дело спецорганов. Наличие свободных мест при их мнимом отсутствии больше похоже на коррупционную схему, чем на «абсолютно честный и прозрачный процесс». Здесь или госсады скрывают места, или система откладывает запас для «нужных людей». А это уже повод для тщательной проверки. Тем более, что и другие настройки системы вызывают вопросы. Например, после одобрения заявки у родителей есть пять дней на сбор всех необходимых документов и выбор детского сада. Потом ваучер «сгорает», и ребенка выкидывает из очереди. Конечно, документами надо озаботиться заранее, но случаи веские бывают, к тому же, как видим, и с выбором могут возникнуть проблемы. Поэтому и возникает ощущение, что вся работа системы настроена на сокращение очереди для отчетности, неважно за счет чего – устройства ребенка в детсад или «сгоревших» ваучеров.
Тарифный тупик
Эффективность, а не экономия
- Продлить срок действия ваучеров – дать родителям возможность решить формальности без торопливости.
- Пересмотреть подушевой норматив – поднять его до уровня, который реально покрывает себестоимость услуг.
- Усилить прозрачность отображения мест – исключить скрытые очереди.
- Сохранить за ребенком его очередь, если ваучер «сгорел» по уважительной причине.
- Ввести обязательный мониторинг качества программ и питания в садах.
- Реально ориентировать ваучеры на нуждающихся – по доходу семьи, как обещал президент в 2024 году.
Крысиные бега
Через 15 минут, после часа «Х» школьные чаты напоминали трагедию с элементами шпионского триллера. Порядка 60 родителей двух классов, так и не смогли поставить в очередь своих детей. У кого-то вообще портал не загрузился, кого-то выкидывало со страницы выбора кружка в самое начало. Не помог даже промелькнувший лайфак – «чтобы пустило, вводите не Алматы, а ВКО». Комментарии родителей в адрес портала и акимата цензуру не проходят, но возникли закономерные вопросы.
«Если никто из нас не смог зарегистрироваться, то кто тогда получил эти ваучеры? И были ли вообще 15 млрд тенге, выделенные на досуг детей в 2025 году?».
Фото: DepositPhotos