В нынешних условиях даже одно незначительное нарушение может уничтожить небольшой бизнес и лишить дохода несколько семей
Немного сухой статистики: в Казахстане за 2 месяца локдауна оштрафовано 1148 предпринимателей, нарушивших санитарные требования (это 10% от общего числа оштрафованных лиц).
Всего по данным правовой статистики, к административной ответственности по части первой статьи 425 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) привлечено 11540 лиц, из них:
- 10396 (90%) физических лиц;
- 988 (8%) индивидуальных предпринимателей;
- 160 (2%) юридических лиц.
Здесь важно отметить, что общее количество оштрафованных в августе (4092) почти вдвое больше, чем в июле (7452). Если в июле к административной ответственности по данной статье привлечено 3607 физических лиц, 420 индивидуальных предпринимателей и 65 юридических лиц, то в августе их количество составляет соответственно: 6789, 568 и 95.
Абсолютным лидером по числу оштрафованных предпринимателей является столица: 203 субъекта. Затем идут Карагандинская область (123), Алматы (121), Актюбинская (106), Атырауская области (102). Меньше всего оштрафованных предпринимателей в Кызылординской (4) и Восточно-Казахстанской областях (9), причем санврачи этих двух регионов не оштрафовали ни одно юридическое лицо.
Рекордсменом по числу оштрафованных физических лиц является Алматы, крупнейший город нашей страны. За 2 месяца локдауна в южной столице к административной ответственности по ч. 1 ст. 425 КоАП привлечено 3352 человека. На втором месте с большим отрывом идет Туркестанская область (1914 человек), затем Карагандинская (472), Западно-Казахстанская (535) и Актюбинская области (351). Замыкает пятерку "лидеров" Шымкент и 347 оштрафованных человек.
Напомню, штрафы за нарушения данной статьи выросли весной 2019 года в разы и теперь составляют:
- 30 МРП (почти 84 тыс. тенге или 200 долларов США) для физических лиц;
- 230 МРП (почти 640 тыс. тенге или 1,5 тыс. долларов США) для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации;
- 310 МРП (более 860 тыс. тенге или 2 тыс. долларов США) для субъектов среднего предпринимательства;
- 1600 МРП (свыше 4,4 млн тенге или почти 10,5 тыс. долларов США) для субъектов крупного предпринимательства.
Здесь важно отметить, что штраф после проверки может наступить исключительно по одному из 24 пунктов проверочного листа, который утвержден совместным приказом Миннацэкономики и Минздрава.
Причем, эти 24 требования применимы не к любому бизнесу. Например, контроль температуры тела посетителей не осуществляется в магазинах у дома, а фасовка продуктов питания распространяется только на торговые объекты и т.д. Более подробные требования следует изучить в соответствующих правовых актах должностных лиц Минздрава.
К слову, на днях Национальной палате исполняется семь лет. Не буду рассказывать о прошлых заслугах, давайте коротко поговорим о насущном: что мы, "Атамекен" и офис бизнес-омбудсмена, сделали для того, чтобы максимально защитить в первую очередь малый и средний бизнес от неправомерных проверок предпринимателей со стороны уполномоченных органов и излишнего административного давления в период пандемии.
С самого момента введения режима чрезвычайного положения мы ведем активную работу по оперативной и системной защите прав предпринимателей в период пандемии. Нарушение режима #ЧП влечет административную ответственность по ст. 476 КоАП (предупреждение либо штраф в 10 МРП, либо арест до 15 суток).
Мы добились того, что за незначительные и формальные нарушения санитарных требований в период ЧП к предпринимателям стали чаще применять предупреждения, а не аресты и штрафы. В уполномоченные органы, суды направили обращения о том, чтобы правоприменительная практика была ориентирована на минимальное применение карательных мер.
Менее чем за два месяца ЧП по ст. 476 КоАП привлечено 160 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кстати, в июле эта статья дополнена второй частью, которая предусматривает штраф в 20 МРП либо арест до 30 суток за повторное нарушение режима ЧП в течение года. Будем надеяться, что повторно режим ЧП не будет введен.
С прекращением режима ЧП к нарушителям карантина применялась ч.3 ст.462 КоАП (воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований). В общей сложности к началу июля по ней привлечено 263 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (причем, из них только 7 ИП).
Санкции по данной статье существенно серьезнее. Если физическому лицу за нарушение постановления санитарного врача грозил штраф в размере 5 МРП (13 890 тенге), то субъект малого предпринимательства подвергался штрафу в 100 МРП (277 800 тенге), среднего — 200 МРП (555 600 тенге), крупного — 500 МРП (1 389 000 тенге). Плюс ко всему, деятельность нарушителей могла быть приостановлена.
В нынешних условиях даже одно незначительное нарушение санитарных требований и ограничений может уничтожить небольшой бизнес и лишить дохода несколько семей. Важно отметить, что нам удалось разделить ответственность между предпринимателем и физическим лицом, будь то его работник или потребитель.
Если предприниматель обеспечил все санитарные условия на своих объектах, включая неснижаемый запас масок и перчаток, а также требует ношения масок от потребителей, такой предприниматель не должен нести ответственность за нарушение масочного режима собственными сотрудниками и потребителями. Каждый должен самостоятельно отвечать за свои действия. Именно благодаря этому по статистике в основном к ответственности привлекались физические лица.
Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава в письменном виде подтвердил такой подход. Ниже привожу цитату из письма Комитета от 18 августа в наш адрес:
"Разработан Алгоритм действий должностных лиц (…), где отмечена необходимость четкого разграничения ответственности в случае выявления нарушения: хозяйствующий субъект, либо работник объекта.
(…) с внесением в Санитарные правила требований в части ношения физическими лицами защитных масок, выработана позиция по вопросу разграничения ответственности предпринимателя и его потребителя.
(…) В случаях несоблюдения режима ношения масок гражданами, каждый факт нарушения рассматривается индивидуально и к административной ответственности привлекается физическое лицо, допустившее нарушение".
Особую обеспокоенность вызывают рейды полиции по объектам бизнеса. Мы считаем, что соблюдение предпринимателями санитарных правил должно контролироваться мониторинговыми группами с обязательным участием сотрудников санитарной службы. Коллегиальный состав проверяющих повышает прозрачность и объективность проверки, чего нельзя сказать о единоличных рейдах участковых сотрудников полиции.
В нашей практике уже имелись случаи, когда сотрудник полиции превышал свои полномочия на объекте бизнеса, изымал у сотрудников предприятия удостоверяющие личность документы, вызывал их в отделение. В последующем, он, конечно, был сам привлечен к дисответственности, однако это не единичный случай.
При неправомерных действиях со стороны проверяющих необходимо обратиться в региональный call-центр Палаты предпринимателей "Атамекен" либо в совместную мобильную группу "Атамекена" и прокуратуры, которая может выехать на объект и проконтролировать самих проверяющих. Телефоны доступны по этой ссылке.
И последний по порядку, но не по значимости тезис — "Атамекен" и офис бизнес-омбудсмена за соблюдение санитарных требований. Масочный режим, систематическая дезинфекция объектов, социальное дистанцирование — все это с нами надолго. Наше здоровье в наших руках.
Аман болайық!
Источник: страница Шынгыса Темира в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.