Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Для современного Казахстана чрезмерное потребление алкоголя – проблема заметная. По этому показателю республика превосходит все прочие страны Центральной Азии, а по некоторым рейтингам даже входит в десятку самых пьющих государств планеты. Беда характерна для всех этносов и народов РК. В том числе и самих казахов. Начало массового увлечения степняков водкой публицисты связывают с советским периодом. А что было до революции?
О чем говорят источники?
1557 год. Антоний ДЖЕНКИНСОН (из "Записок" английского купца, по поручению русского царя ездившего в Хиву через Мангышлак и Устюрт):
"А между тем, здесь запрещено пить что-либо, кроме воды и кобыльева молока, а если и находят кого-либо, нарушающего этот закон, его жестоко секут и бьют, водя по открытым рынкам. Для этого определены особые чиновники, имеющие право входить во все дома и обыскивать, нет ли у хозяев водки, вина или напитка из мёда с солодом. Если они находят что-либо подобное, то бьют посуду, портят напитки и жестоко наказывают хозяина дома, а иногда, если только они заметят по дыханию человека, что он выпил, то дело решается без дальнейшего разбирательстве, и он уже не уйдёт из их рук".
1731 год. ТЕВКЕЛЕВ А. И. (из "Доношения" татарского мурзы и русского дипломата после поездки к Абулхаир-хану):
"Нуралы-салтан (…) при реке Иргис остановился ночевать, где переводчик Тевкелев поставил свой намет. И как достигло время глубокого вечера, звал его Нуралы к себе уженать. И он, Нуралы-салтан, и при нём старшин 7 человек под намет его, Тевкелева, пришли и с ним ужинали и трактованы были довольно, где напоил их допьяна, откуда старшину, взяв за руки и за ноги, вынесли в сон".
1832 год. Алексей ЛЁВШИН (из "Описания киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей"):
"Из кумыса выделывают вино. Предназначенную для сего жидкость вливают в чугунный котёл, который ставят над ямою, служащую вместо печи, и накрывают колпаком из сырой кожи. Малое пространство между сею книжкою и котлом замазывают глиною, оставляя место только для железной трубки, соединяющим его с другим, таким же образом закрытым, но пустым котлом. Потом в яме разводят огонь: от действия оного кумыс начинает испаряться, а пары переходят через железную трубку в другой сосуд, и, собираясь вместе, производят кисловатое мутное вино. Перегнав оное ещё раза два, можно получить хороший спирт".
1856 год. Чокан ВАЛИХАНОВ (из "Дневника поездки на Иссык-Куль"):
"Ночевали на Арасане. В этот день был у нас знаменитый в Семиречье батыр и барантач Тыныке… Он хотел с нами ехать, но напился так пьян, что четыре ушата воды не подействовали на него нисколько… Товарищ его, султан Худайменде, наскучил нам донельзя своими глупыми ужимками. Он хочет казаться цивилизованным, потому то и дело делает глупости. Несносный господин, всё просит водки".
1883 год. Василий РАДЛОВ (по монографии "Из Сибири"):
"Такое зло, как пьянство, киргизам совершенно несвойственно. Казак-киргизы знают лишь один опьяняющий напиток, кумыс, который они, если его много, потребляют в таких количествах, что он в конце концов вызывает что-то вроде опьянения. Когда я однажды сделал выговор такому подвыпившему человеку, зашедшему в мою палатку, он попросил прощения и ответил, что не пил. "Меня разобрало от хорошей еды", - сказал он. Только чёрные киргизы делают молочную водку, но и то в очень небольших количествах. Даже когда киргизы живут в русских городах, они не пьют водку и постоянно указывают на то, что водка запрещена законом. В этом отношении они более правоверны, чем живущие в городах татары, которые в последнее время нередко предаются пьянству".
1900 год. Ф. фон ШВАРЦ (из книги "Туркестан – ветка индогерманских народов"):
"Алкоголизм киргизам также не чужд. Они варят из проса или из кумыса крепкий алкогольный напиток, называемый бузой, который из-за дешевизны и свойства быстро и сильно вызывать опьянение, невзирая на отвратительный вкус и запах, пользуется милостью у русских солдат и казаков. Однажды в одном саду рядом с Ташкентской обсерваторией один предприимчивый киргиз открыл состоящий только из одной юрты кабак для питья бузы, который пользовался таким оживлённым спросом, что я, возвращаясь вечером домой верхом, должен был всегда соблюдать большую осторожность, чтобы не раздавить того или иного из русских казаков или солдат, дюжинами лежащих здесь на улицах в наилучшем согласии с сартами и киргизами".
1904 год. "Туркестанские ведомости" № 84 (из статьи "Киргизские игрища"):
"Около одной юрты несколько молодых джигитов потешаются над пожилой, безобразной киргизкой, натянувшейся спозаранку бузы. Киргизка старается пройти, не шатаясь, но тщетно, пьяная буза бросает её из стороны в сторону. Из другой юрты прислонённой боком к косогору, слышатся пьяные голоса. Это юрта для "убитых Богом", т. е. пьяниц; они пьют водку и бузу".
1910 год. ТИХОВ П. О. (из статьи "О музыке туркестанских киргиз"):
"Эпос сменялся эросом, эрос – сатирой. И помните: ни одной капли спиртных напитков: баранина, кумыс, чай, баурсаки (пресное тесто, зажаренное в бараньем сале) – вот всё угощение киргиза. Здоровое, естественное веселье, а не винный угар".
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!