Средняя таможенная стоимость абсолютно не учитывает вопрос характеристик товара
Применение таможенными органами ценовых индикаторов при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров стало серьезным барьером в осуществлении предпринимателями внешнеэкономической деятельности.
И я обращаю внимание, что речь не идет о нарушителях таможенного законодательства. Страдает именно добросовестный бизнес, который при таможенной очистке предоставляет все необходимые документы для подтверждения заявленной стоимости.
В сентябрьском Послании глава государства уделил особое внимание развитию и сохранению малого бизнеса. МСБ нуждается в реформах, поскольку регуляторная система по-прежнему громоздка и даже карательна.
Основания делать подобные выводы – самые серьезные. С 1 апреля текущего года индексы таможенной стоимости (далее - ИТС) увеличены почти по всем товарам от 3-х до 18 раз.
В мой адрес, и в адрес НПП РК "Атамекен" поступает много обращений по этому вопросу.
Получается, у бизнеса есть только два варианта: соглашаться на депозит, потом в течении длительного времени доказывать заявленную таможенную стоимость. Либо сразу принимать стоимость таможенных органов себе в убыток.
На мой взгляд, это очень серьезный административный барьер. Для отстаивания своей позиции бизнесу приходится отвлекать оборотные средства для обеспечения депозита, платить за услуги хранения СВХ, нести убытки за срыв контрактных обязательств. Вообще не учитывается добросовестность компании. Бизнес несет потери.
Предприниматели бьют тревогу. Они предлагают создать сайт, где будут видны стоимости, где они будут определены без вариативности по нижней цене. Ведь те, кто не может растаможиться в Казахстане, таможню проходят в соседней Киргизии.
Средняя таможенная стоимость абсолютно не учитывает вопрос характеристик товара. Под одним кодом ТН ВЭД в РК ввозятся товары различных брендов, моделей и т.д.
Да, есть товары брендированные, которые стоят в разы дороже, а ценовая информация одна и та же.
Поставщик строительного материала - мрамора ТОО Pearlstone говорит, что у них стоит в Астане груз, у них контракты и сроки, они завезли товары по одной цене и в этот раз им выставляют сумму в три раза больше. Как им вести себя в этой ситуации? Стройка стоит, сроки горят.
У бизнеса возникает резонный вопрос: как формируется эта ценовая информация? Откуда берутся эти цены? Почему применяется ценовая информация от таможенных органов в отношении добросовестных предпринимателей?
В Комитете госдоходов МФ РК говорят, что на основе метода экспертной оценки. А что такое экспертная оценка? И как можно на неё повлиять? К сожалению, подробного ответа мы не получили до сих пор. На наш взгляд, на сегодняшний день цены завышены по всем товарам.
При этом, само таможенное законодательство не изменилось. Но почему меняется правоприменительная практика?
Все эти проблемы поднимались на совещании, которое прошло под моим председательством в режиме видеоконференции с привлечением бизнеса, НПП РК "Атамекен" и Комитета государственных доходов МФ РК, на котором обсуждался вопрос применения таможенными органами ценовых индикаторов при таможенном контроле таможенной стоимости.
Основные вопросы, которые рассматривались на совещании: система, по которой работают таможенные органы, должна быть открытая, прозрачная, понятная. Добросовестный бизнес страдать не должен. Необходимо решить эту проблему, она должна четко разделить добросовестных и недобросовестных предпринимателей.
В итоге с нашей стороны было предложено:
- перейти к открытому (прозрачному) механизму формирования ИТС с привлечением бизнеса, и с предварительным информированием об актуализированных ИТС, оснований, повлекших изменения.
- разработать методические рекомендации по контролю таможенной стоимости для территориальных органов государственных доходов, при этом предусмотреть ответственность за неисполнение установленных правил;
- разработать и направить подробные разъяснения по вопросам определения таможенной стоимости и применения ценовой информации для участников внешнеэкономической деятельности;
- выработать системные меры совместно с КГД и НПП РК "Атамекен", в том числе при рассмотрении спорных вопросов по таможенной стоимости;
- выработать механизмы взаимодействия и участия НПП РК "Атамекен в рассмотрении жалоб бизнеса по вопросам определения и контроля таможенной стоимости;
- разработать сайт, где будет размещена вся необходимая информация по определению таможенной стоимости, в том числе и ценовая информация;
- проработать вопрос по разработке ценовых исследований совместно с НПП РК "Атамекен".
В свою очередь представители КГД МФ РК в лице заместителя председателя КГД МФ РК ДЖУМАГУЛОВА К.К. и руководителя управления тарифного регулирования и стоимости АЛИАСХАРОВОЙ Г.А. поддержали предложения бизнеса по своевременной и корректной актуализации индексов таможенной стоимости.
Подводя итоги совещания, было решено в течении недели со всеми заинтересованными лицами отработать ситуацию, принять срочные и оперативные меры и параллельно двигаться по направлению совершенствования таможенного законодательства. Я уверен, что будут приняты меры для решения этой ситуации.
Ровно через неделю мы встретимся на этой же площадке. Надеюсь, у нас будут конкретные результаты по регулированию сложившейся, непростой для бизнеса ситуации.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Фото из открытых источников.