Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Фото: П. Кошаров, 1857. Переправа через Тургень.
Появилась очень значимая и интересная книга, в написании которой мне, хотя и скромно, довелось поучаствовать. "Тургенские истории". Это капитальное исследование, главным объектом которого стало старое семиреченское село Тургень (Михайловское). Которое лично я люблю особенно, хотя уроженцем его не являюсь. С ним у меня связаны определённые воспоминания и устойчивый интерес к его многозначной жизни.
Но, повторюсь, моё участие в данном сборнике минимально. Я просто дал несколько материалов, вовсе не представляя, что из всего этого выйдет. А потому могу выступать тут в качестве вполне независимого рецензента.
Идея создания сборника принадлежит Светлане КАРНАУХОВОЙ - директору "Генеалогического общества Алматы". Главный же движитель издания - журналистка Алла КОЛЕСНИКОВА, нынешняя москвичка, урождённая тургенка (когда-то мы пересекались в газете "Экспресс К"). Спасибо ей за этот большой и безвозмездный труд. Думаю, что все, кто не поленится скачать себе эту книгу, не удержится от прочтения, а кто прочитает - почерпнёт массу полезных сведений и благостных эмоций. И по достоинству оценит то, что получилось.
О цели создания этой книги в предисловии к ней написано следующее:
"В данный сборник включены материалы о селе Михайловском (Тургень) Верненского уезда Семиреченской области, с которым авторов связывают родственные узы. Почти 160 лет назад крестьяне Воронежской губернии основали в долине реки Тургень село, которое ныне является административным центром Тургенского сельского округа Енбекшиказахского района Алматинской области.
Истории этого места, его первым жителям и посвящена данная работа. Авторы не претендуют на всеобъемлющее и исчерпывающее изложение информации, оставляя эту задачу профессиональным историкам. Свою цель мы видим в сохранении истории своей малой родины и популяризации краеведения.
Сохранять свою историю очень сложно, но очень важно, потому что если мы ее забудем, то кто расскажет ее тем, кто будет после нас?"
Авторы не претендуют? Что ж – скромность украшает любой труд. Хотя что-то подсказывает мне, что книга эта долго ещё останется непревзойдённым (и единственным) источником по истории села Тургень. Тем более что "профессиональных историков" в Казахстане почти что не сохранилось.
Что до сентенции о сложности сохранения своей истории – согласен полностью. Когда "источниками" исторических изысканий всё чаще становятся сетевые перепевы чьих-то беспочвенных озарений, такой аргументированный ссылками и документально подкреплённый труд с многочисленными статистическими выкладками – весьма выгодно выделяется на ординарном фоне.
А потому предлагаю читателям ещё раз дружно порадоваться за село Тургень вместе с его обитателями (и авторами, разумеется). А другим сёлам взять этот радостный прецедент на заметку.
И, чтобы подкрепить слова строками, предлагаю коротко пройтись по страницам новой книги. О чём она, собственно?
О казахах Тургенской волости
"По сообщению этнографа Николая АБРАМОВА, в окрестностях Алматы кочевали казахи Большого жуза из рода Дулат. "Они делятся на четыре главные рода: Сейкым, Будбай, Чимыр и Джаныс. <…> Всех киргизов племени Дулат считается 6.672 кибитки. Весь же род Сейкым имеет кочевки зимние и летние в горах Алатау, в ущельях р.Тургеня, Иссыка, Талгара, Биль-Булака, Кутурбулака, Алматы, Каскелена, Каргалы, Чемолган, Узун-агач, Каракастек и далее. У рода Сейкым правитель бий, султан Султанбек ДЖАНГЫРОВ".
Статистик Петр РУМЯНЦЕВ приводит более подробные сведения о коренном населении в "Материалах по обследованию туземного и русского старожильческого хозяйства". Обследование Верненского уезда проводилось в мае - сентябре 1911 года.
"Киргизы, населяющие ныне Верненский уезд, в большинстве своем живут здесь не больше 50-60 лет. Представители всех крупных родовых групп Атбан, Дулат, Чапрашты, Сты и Сарыюсюн рассказывают, что они пришли сравнительно недавно из-за Или, где все они кочевали в предгорьях и песках между Караталом и Или. Соответственные данные имели мы и в других исследованных уездах. Это указывает, что в половине прошлого столетия в Семиреченской области имело место последнее значительное массовое передвижение киргиз".
О расселении общин и владельцах юрт
(Далее цитируется любопытный перечень казахских общин, связанных с Тургеньской волостью. Описанных исследователями примерно так):
"Община № 41.
Р. Тургень разделяет территории двух больших киргизских родов Адбан и Дулат. По восточную сторону реки живут киргизы рода Адбан, по западную — Дулат. Правда, в истоках реки, на площадях общего пользования джайляу, земельные границы соблюдаются лишь приблизительно, и джайляу Ассы используется обоими родами, но ниже, где начинается площадь обособленного пользования, границы между родами считаются строго установленными.
Община не знает своего ближайшего родоначальника, живет здесь давно, более 100 лет. Кстау на ур. Балтабай, границы с соседними общинами соблюдаются. Пастбище используется общинно. Коктеу и кузеу на ур. Джангыб-агач, невдалеке от кстау. Скот пасется между р.р. Тургень и Джар-Балтабай.
Джайляу - общего пользования № 2; стоянки отдельные аулы имеют в разных местах, но в пастбище границ между общинами нет. В зимнее время овец отгоняют на ур. Бескуль - площадь общего джайляу № 2.
Пашни поливные на кстау — ур. Джангыз-агач. Вода для полива берется из р. Тургень. На долю общины дается до 5 кулаков. Число поливов зависит от общего водного запаса и колеблется от 1 до 3 раз. Очередью поливов заведует особый мираб.
Раньше община имела неполивные пашни в горах по p. Тургень, но в 1910 году эти пашни отрезаны крестьянами сел. Михайловского".
Когда появилось село Тургень
"Село Михайловское при реке Тургень основано в 1869 году. Эта дата считается официальной, однако косвенные источники дают основание говорить о более раннем времени заселения местности.
...Официально название села было закреплено лишь в 1870 году. В газете "Публикации по Семиреченской области" был опубликован приказ военного губернатора Семиреченской области за № 119: "Г.[осподин] Главный начальник Туркестанского края представление мое о проектированных названиях для вновь образованных крестьянских поселений изволил утвердить и приказал именовать: <…> Тургеньское — Михайловским <…>".
Прибыльное пчеловодство
"Основным занятием селян было хлебопашество. Крестьяне выращивали в основном яровую пшеницу, овес, ячмень, яровую рожь, просо. Также выращивали хмель и виноград. Кроме того, развитие в селе получило пчеловодство. В "Обзоре... за 1901 год" отмечено, что "по доходности своей, пчеловодство стоит выше всех остальных второстепенных отраслей сельского хозяйства в области, вместе взятых". К второстепенным отраслям относились: огородничество, хмелеводство, табаководство.
В "Памятной книжке и адрес-календаре Семиреченской области" за 1898 год в числе пчеловодов указаны крестьяне Елисей Ив. КУЛЕШЕВ (sic!), Сем. Ив. КУЛЕШОВ, Як. Макс. ШАУЛЬСКИЙ, Ос. Емел. СЫЧЕВ, Петр Родион. КАНТОМИРОВ, Ив. Род. КАНТОМИРОВ, Ден. Пав. БАКАРАСОВ"...
Храм, выдержавший Верненское землетрясение
"В 1874 году в селе Михайловском был открыт свой церковный приход. Интересно, что здание пережило землетрясение 1887 года, но было повреждено стихией 1889-го. Это становится понятным из ежегодных обзоров, которые прилагались к отчету военного губернатора. В издании за 1888 год в перечне казенных и общественных зданий, разрушенных землетрясением, сельская церковь не упомянута, а за 1890 год отмечено, что "в селении Тургень деревянная крыша на Михайловской церкви заменена железною, в церкви сложены три новые печи и подновлена внутри и снаружи поврежденная землетрясением штукатурка, израсходовано из церковных сумм 840 руб". В 1892-93 гг. вместо ставшего опасным каменного храма построена и освящена новая деревянная церковь".
Центр виноделия
"В 1883 году Казалинский 1-ой гильдии купец Николай Иванович ИВАНОВ построил на реке Тургень, в двух верстах ниже села, на киргизских землях, винокуренный завод — "Тургенский". По данным на 1893 год, завод производил 16 тыс. ведер безводн. спирта, годовой оборот превышал 2 тыс. рублей, в штате числилось 20 постоянных рабочих. В 1902 году численность рабочих возросла до 60 человек (в сезон), средний заработок одного рабочего составлял 10 руб. в месяц. По данным "Адресной книги винокуренных, дрожжево-винокуренных и спиртоочистительных заводов Российской империи" за 1911 год, на заводе № 48 были установлены аппараты системы Мюллера и Фугельзанга.
Дело купца Иванова и его наследников процветало. В 1909 году Туркестанская епархия даже рекомендовала настоятелям и старостам церквей брать для богослужения вино у фирмы "Наследников ком. сов. Н. И. Иванова".
Помимо винокурни купец Иванов держал в Михайловском мельницу производительностью около 500 пудов в сутки, на которой работали пять человек".
Плоды просвещения
"В сентябре 1885 года в Михайловском было открыто приходское одноклассное мужское училище ведомства Министерства народного просвещения.
В числе тургенских учителей были и революционеры. Преподававший в Михайловском мужском училище Лев Никифорович ШЕНДРИКОВ, сын казака Софийской станицы, являлся активным членом группы "Правое Дело" — родоначальницы бакинских эсеров.
О нем и его братьях Илье и Глебе упоминал Иосиф СТАЛИН в своих сочинениях:
"...Вот Илья ШЕНДРИКОВ, известный ‘рукопожатель’ г. Джунковского, старый закулисных дел мастер. Вот и Глеб ШЕНДРИКОВ, бывший эсер, бывший меньшевик, бывший ‘зубатовец’, теперь человек в отставке. А вот знаменитая тараторщица ‘всечистая’ Клавдия ШЕНДРИКОВА, дама приятная во всех отношениях. Нет недостатка и в разных ‘последователях’, вроде ГРОШОВЫХ и КАЛИНИНЫХ, когда-то игравших роль в движении, а теперь отставших от жизни, живущих одними лишь воспоминаниями. Даже тень покойного Левы всплывает перед нами... Словом, картина полная!".
С 1902 года в селе также действовала двухклассная церковно-приходская смешанная школа.
...Еще одну школу — при Тургенском винокуренном заводе в двух-трех верстах от села — в 1908 году открыл купец Иванов на свои средства".
Местное самоуправление
"В должности волостного старшины в разное время были: Борис ГРЕБЕННИКОВ (1884 г.), Осип СЛЯДНЕВ (1885 г.), Осип ПРОШИН, Семен Иванов КУЛЕШОВ (1892-94 гг.), Дм. Ив. ЕРОЛЬСКИЙ (1897-98 гг.), Ден. Пав. БОКАРАСОВ (1905 г.), Петр БУХАНЦОВ (1909 г.).
Сельским старостой избирались: Федор БОЛДЫРЕВ (1870 г.), Григорий ЖУКОВ (1888 г.), Митрофан ШАТСКИЙ (1889 г.), Ник. Потап. ШАХВОРОСТОВ (1897-98 гг.)".
О михайловских мусульманах
"Необходимо также рассказать о проживающих в Тургени группах мусульман из татар, сартов и таранчей. Всего около 15 семей, они занимались торговлей и ремеслами.
В 1896 году местная мусульманская община построила в ограде торгующего татарина Хасанджана ТАРХАНОВА молитвенный дом. В этот дом для отправления богослужения приезжали в том числе киргизы и таранчи, проживающие поблизости. Обязанности муллы выполнял проживающий в селении Ахмат-Гирей КУРМАШЕВ. Разрешение на постройку и открытие молитвенного дома не запрашивали, да и не знали - нужно ли оно, так как во многих местах Семиречья такие же дома были построены без какого-либо разрешения. В 1902 году уездное начальство потребовало получения официального разрешения.
Однако разрешение на открытие дома дано не было, действующее помещение было закрыто и опечатано.
В ЦГА РК также сохранилось дело об отводе места под мусульманское кладбище в с. Михайловском в 1906 году".
О татарской торговле
"Хозяйственная деятельность тургенских татар была связана с торговлей. Приведем действующие на 1901 год промысловые свидетельства по с. Михайловское:
– лавка с мелочным товарам — Мухамед-Гайса КУРМАШЕВ, заведует сам;
– лавка с мануфактурными товарами — Верненского купца 1-й гильдии Исхака ГАБДУЛВАЛИЕВА, заведует приказчик 1-го класса Верненский мещанин Ахмед-Гарей Курмашев;
– лавка с мелочным товаром — Верненский мещанин Мухамеджан ШАРИПОВ;
– лавка с мелочным товаром — крестьянин Казанской губернии Агляутдин ХИСАМУТДИНОВ, заведует сам;
– лавка с мелочным товаром — Верненского мещанина Фаизрахмана БИКБАЕВА, заведует приказчик 1-го класса Закирзян ТАРХАНОВ;
– лавка с мануфактурными товарами — Верненского 2-й гильдии купца Аксания УСМАНОВА, заведует приказчик 1-го класса Ахмат-Гадий КУРМАШЕВ;
– амбар для зерна — Верненского 2-й гильдии купца Аксания Усманова, заведует приказчик 1-го класса Ахмат-Гадий Курмашев;
– лавка с мелочным товаром и амбар для зерна — Верненского мещанина Ахмеджана АКСАНОВА, заведует сам".
... Выбирать цитаты из сборника можно продолжать до бессмысленных пределов. Но, думаю, что мне пора остановиться, пройдя этот предел до половины. Ибо, кто захочет читать дальше – будет читать. А кто читать не захочет, не дойдёт и до этого момента.
Между тем, во второй части сборника, объём которого почти 400 страниц, расположены материалы не менее интересные – живые воспоминания о тех (и тех), чьи семейные анналы и фамильные дерева непосредственно связаны с селом Михайловским. А ещё тут содержатся те самые документы и источники, на которые опирались составители и авторы сборника при работе.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!