Валерий Коренчук - непременный участник всех знаковых событий Алматы
Тему эту лучше бы не трогать, предать забвению. Взрывоопасно. Рванёт неровен час. Но сидит занозой в памяти у всех, и вытащить ту занозу нет сил. Хотя и взрыватель вроде бы изъяли, и само взрывное устройство вместе с историей взрыва поместили в надёжный могильник забвения, в саркофаг причинно-следственных доказательств. Это как захоронение сибирской язвы. Смертельно опасно, копать не следует.
Однако жив как бы невольный соучастник тех событий, он был причастен к изготовлению смертоносной торпеды.
- При желании на ее корпусе можно было бы обнаружить отпечатки моих пальцев, - говорит он. И, опираясь на костылёк, смотрит на тебя и мимо тебя своим проницательным усталым взглядом, осоловевшим от немыслимой череды промчавшихся лет, вместивших в себя крушение эпох и политических формаций.
Впрочем, иногда кажется, что Валерий Дмитриевич КОРЕНЧУК вездесущ. Он непременный участник всех знаковых событий Алматы. Хищный объектив его фотокамеры фиксирует для прессы и вечности неповторимые мгновения бытия нашего города и нашей с вами быстротекущей жизни. Его основательная, даже массивная фигура, достойная резца скульптора (Роденовского "Мыслителя" помните? То-то же!) как бы венчает собою любую духовную подвижку города, будь то вернисаж, презентация, премьера или юбилейное торжество. Его крупное, опять же Роденовской лепки лицо, орлиный профиль, рельефные густые брови, такие присущи были разве что Брежневу. Нет, но "броненосец в потёмках" да и только! Кстати, о брежневских бровях. Говорят, если бы рухнул с вешалки парадный китель Леонида Ильича в орденах и медалях, на Красной площади произошло бы землетрясение. Но это что! Вот если бы упал со стула мундир Валерия Дмитриевича при всех регалиях, рухнул бы Кремль. Он собрал все мыслимые награды и высочайшие академические и лауреатские звания, которыми могут быть удостоены мастера фотоискусства.
Вообще Коренчук такая же колоритная фигура южной столицы, как, скажем, гениальный Сергей КАЛМЫКОВ в его театральных одеждах. Коренчук не выделяется декоративностью одеяний, но… Если Калмыкову доверяли живописать задники оперных спектаклей, то у Коренчука куда более важная миссия: ему предопределено запечатлевать для вечности все знаковые события Алматы. И миссию эту он выполняет с честью. На него как на гуру с восхищением смотрят его ученики. Он учит видеть мир, ловить тончайшие нюансы жизни. Он приравнял фотоискусство к вдохновенной кисти живописцев. Он уже, Бог знает, сколько времени преподает фото-мастерство в университете "Туран", являясь профессором этого вуза. Он, если хотите, яркий, самобытный штрих в гербе Алматы.
А начиналось всё в одном из коридоров алматинской школы № 25, знаменитой, в частности, тем, что её окончил Жириновский. Вообще-то Валерий Коренчук закончил школу № 39, но именно 25-ю школу "квартировал" Дом пионеров, в одном из коридоров которого находился уникальный драмкружок Михаила Борисовича АЗОВСКОГО, самобытного артиста и педагога, здесь лежали истоки таланта таких мастеров экрана и сцены, как ФИЛИППЕНКО, ПРЫГУНОВ, ТЁМКИН, ТОЛОКОННИКОВ. А в соседней комнате размещался судомодельный кружок, постояльцем которого был в те незабвенные школьные годы Валерий. Здесь в море детской мечты и фантазии запускались самодельные кораблики, которым суждено было со временем превратиться в океанические лайнеры. Естественно, он поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Но, видно, в натуре его таился взрывоопасный ген риска, поскольку стал он студентом сверхсекретного факультета, где обучали делать торпеды, грозное вооружение подлодок. Уже его дипломная работа поражала смелостью инженерной мысли и запредельной глубиной математических расчётов. Он потом десять лет был инженером-конструктором нашего завода имени Кирова. Так что производство торпед его базовая специальность.
Но ген искательства, ген беспокойства был неистребим. Коренчук попутно добавил к своей интеллектуальной оснастке филфак КазГУ, а потом - фантастика! - ВГИК. Дело в том, что однажды, в далёком 1959-м, будучи ещё первокурсником кораблестроительного, он "заболел" фотографией. Как мы теперь понимаем, "болезнь" оказалась неизлечимой. Не буду вдаваться в подробности, дабы не впасть в сентиментальность. Там одна только веточка вербы, вставленная в уключину лодки и возвещающая о начале навигации на Неве, готова породить слезы умиления и восторга. Она, эта веточка вербы, увиденная невзначай, послужила тем импульсом, который выбил из колеи, казалось бы, сурового морского волка и заставил его, Коренчука, стремительно, дабы не упустить неповторимого мгновения, приникнуть к фотообъективу. Он стал ловцом таких мгновений, ловцом изощрённым и многоопытным. Эти редчайшие мгновения, зафиксированные на фотобумаге, становились участниками крупнейших международных выставок, а их было у него около тысячи. Коренчук обладатель трехсот высоких наград, свидетельствующих о непревзойдённом мастерстве фотохудожника. Кстати, пристрастие это оказалось заразительным. Дочь Коренчука, Ольга, унаследовало от отца его страсть к светописи, нынче она тоже признанный мастер фотоискусства.
Ну вот, а когда рвануло на "Курске", когда, как обычно, стали спасать свою шкуру - пардон - своё реноме те, кто был за это в ответе, искать виноватого, крайнего, искать, естественно, стрелочника, душа старого морского волка взъярилась. Молчать, когда душа взыскует истины, было смерти подобно. Его статья "Взгляд на трагедию "Курска" из Казахстана" поражает основательностью и глубиной аргументации. В сети она есть, можете её прочитать. Если хватит пороху. Всё же в этом деле надо быть специалистом уровня Коренчука. Статья берёт за горло, читать её беспристрастно невозможно. Конечно, эмоции к делу не пришьёшь. Но - расчёты. Но - факты. И железная логика суждений. И как бы сама собой возникающая действительная картина событий. "Чем больше анализируешь катастрофу "Курска", тем яснее становится беспрецедентное стечение в одном месте чудовищной безответственности, непрофессионализма, разгильдяйства, халатности, беспечности и головотяпства, воцарившихся после развала Союза во флоте, и невероятной, необъяснимой, фатальной случайности".
Статью предваряет справка об авторе. Позволю себе привести её здесь, она придаст большую основательность моему рассказу об этом человеке.
"Досье на автора:
Родился 10 сентября 1940 года. Трудовую деятельность начал учеником токаря на алматинском торпедостроительном заводе имени Кирова. В 1963 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности "инженер по проектированию и эксплуатации торпедного оружия и вооружения". Тема совместного с Ю.А. Щербаченко дипломного проекта "Глубоководная турбоэлектроторпеда калибра 650 мм". Вернулся на родной завод, где 10 лет проработал конструктором в ОКБ. За это время заочно прошёл курс русской филологии в КазГУ и в 1972 году окончил сценарный факультет ВГИКа.
Член Союза журналистов СССР с 1974 года. Член Конфедерации союзов кинематографистов. Почётный журналист Казахстана. Участник учредительных съездов и член правлений Союза фотохудожников Казахстана и Союза фотохудожников СССР. Академик Петровской академии наук и искусств. Профессор искусствоведения Академии Кино и Телевидения университета "Туран". Участник 682 международных фотовыставок (на 24.03.2012), имеет более сотни наград, включая Гран-при "Злато око - 1977", золотые медали фотографических обществ Америки, Южной Африки, Пакистана, международной федерации фотографического искусства FIAP. Почётный член ряда международных фотографических союзов и ассоциации. Президент фотоклуба "Медео". Живёт и работает в Алма-Ате".
У меня есть стойкое убеждение, что вскоре мы, алмаатинцы, будем отмечать Международный лень фотографии дважды - 19 августа, как его отмечают во всём мире, и 10 сентября - в день рождения Валерия Коренчука.