
Где заканчивается простая схема и начинаются заковырки с налогами
Очень много гуляет мифов и откровенного непонимания сути и влияния налогов вообще, а НДС в особенности. Может, этот текст чуть сложноват, но тема важная, попробую для ясности сделать понятнее.
Налог на добавленную стоимость имеет странное название и очень сложный цикл развития. Чтобы представить его просто – опять возьмём пекаря (для упрощения).
Пекарь купил муки на 100 000 тенге и заплатил поверх этого 12% НДС, который считается от чека, итого – 112 000 тенге. Испёк булочки и продал на 200 000, поверх которых выставил покупателю ещё 24 000 НДС опять же от общего размера чека. Итого у него получается: 12 000 уплаченный НДС и 24 000 полученный. Вот тут и появляется добавленная стоимость, которая здесь имеет какой-то смысл. Пекарь перечисляет в бюджет 24 000-12 000=12 000 НДС, а уплаченные им 12 000 "берёт в зачёт", то есть по сути компенсирует себе уплаченный им НДС. Без НДС эта операция выглядит, как покупка сырья, добавление к ней собственного труда (стоимости, отсюда и этот термин) – сырья на 100 000 и добавил 100 000. Ну и покупатель булочки оказывается главным потерпевшим – ему никто ничего не компенсирует, вместе с булочкой он "съест" налог на 24 000.
Таким образом, для бизнеса это не налог. Бизнес выступает агентом государства, добавляя к своей стоимости этот налог, собирает его, компенсирует свои выплаты по этому налогу и отправляет в бюджет. В конечном счёте розничный потребитель является объектом налогообложения.
Но тут простая схема и заканчивается. Быть агентом государства непросто.
1. Миф №1. Часто вижу публикации, где чуть ли не в воровстве обвиняют сырьевиков за то, что им бюджет возвращает НДС. В чём тут дело? Во всем мире товары, продаваемые на экспорт, освобождают от уплаты НДС (точнее от сбора НДС). Этому есть две очень простые причины.
Первая объясняется логично – объекта, розничного потребителя, тут нет. Не можем мы обложить иностранца в другой стране нашим налогом. Нет конца налоговой цепочки.
Вторая причина – рыночная логика. Давайте представим, что мы заставим на нашу нефть, металлы, зерно наших экспортёров добавлять 12% и перечислять в бюджет. Мировая цена на нефть существует как мировая, и никакого казахстанского НДС в ней нет. Следовательно, если наши продукты будут просто на 12% дороже мирового рынка – их просто никто не купит. Отсюда следует, что для того, чтобы всё-таки продать товар, наши производители должны будут включить НДС в свою себестоимость себе в убыток.
Дальше идёт "агитация" про ущерб бюджету от возврата НДС экспортёрам. Приводятся цифры, что де мы отдаём больше денег в виде возврата экспортёрам, чем получаем при взимании НДС с импорта. Это тоже абсурд. Простая истина состоит в том, что Казахстан экспортная страна. Объём экспорта на 20 млрд превышает объём импорта, отсюда дисбаланс будет всегда, но такова ситуация. Многие страны мечтали бы иметь положительный баланс внешней торговли.
2. Усложнение №1. Но не всё так просто. Тут в дело вступает очень дорогой и важный Ноль. Экспорт осуществляется по нулевой ставке. То есть вроде бы как НДС есть, но ставка 0%. Что за чертовщина? Тут логика следующая, я продал товар, при производстве которого я покупал сырьё, машины и прочее и платил НДС. Продал с нулевой ставкой налога, соответственно не получил ничего, поэтому, дорогой бюджет, верни мне весь уплаченный мною НДС моим поставщикам.
3. Усложнение №2. А сколько НДС надо вернуть? При внутренних поставках НДС считается от продажной цены. И у нас есть парадоксы (так говорят), что по некоторым позициям НДС возвращают цены экспортного контракта. Продал на миллион тенге – вот тебе 120 000 возврат. Это нелепо, возвращать надо только величину, которую экспортёр реально заплатил сам поставщикам.
4. Усложнение №3. А если нефтяная компания продала половину продукции на экспорт, а половину - НПЗ в РК? Тогда надо расщеплять картинку по долям, за что платили, какая часть НДС имеет отношение к экспорту, какая нет. А то получится, что за море нефть уплыла за три копейки, а внутри страны за доллар перевезли на железке. Куда какие расходы по НДС относить?
5. Усложнение №4. На сцене появляются льготная ставка НДС и освобождение от НДС. Тут вообще беда, ферзевый гамбит, или финансовые ножницы. К примеру, лекарства получают льготный НДС 5%. Здорово? Совсем, может, нет для производства. Цена, конечно, будет чуть меньше, добавляем только 5%. Но получается, что покупатель заплатит эти 5%, а производитель-то всем платил 12%, и ему может этих полученных 5% не хватить, чтобы компенсировать через зачёт свои траты по оплате этого налога.
Но ещё хуже "освобождённым". За бедные банки замолвите слово. Банковские услуги в большинстве освобождены от НДС. Когда вы переводите деньги, платите проценты по кредиту – поверх никакого НДС не начисляется. Замечательно? В принципе, может, и да. Иначе всё ещё больше подорожало бы, и мы бы платили деньги за налог на деньги, которые, как известно, не товар, а всеобщий эквивалент. Но банкам НДС, уплаченный ими, возвращать вообще не с кого и не с чего, по сути. И в случае освобождения и прав у них нет. Вот если бы был Ноль, было бы другое дело, можно бы было в казну обращаться. И так получается, что банки, которых обвиняют в больших прибылях и малых налогах, на самом деле платят НДС за потребителя. Зачёта у них в природе нет, есть дополнительное налоговое бремя.
6. Усложнение №5. Где взять зачётный НДС? Широкое развитие "упрощёнки" и других форм, когда можно платить налог с оборота и не вести учёт НДС, привело к тому, что большая часть экономики ушла из зоны НДС. Строители, рестораторы жалуются, что 70 и более процентов поставщиков не дают счета-фактуры, соответственно - нечего взять в зачёт. Казалось бы, не проблема, ну и шут с ними, возьму с покупателя 12% и отправлю всё в бюджет без всяких зачётов.
Жизнь намного сложнее. Если мой ресторан стоит на учёте по НДС и каждый лагман облагает 12% надбавкой, а через дорогу ресторан "раздробился" и в нём работают ИП Алкоголь, ИП Кухня и ИП Чистая посуда, он может и будет к счёту прибавлять только обязательные 4% с оборота, и его лагман или будет стоить на 8% дешевле, или будет стоить столько же, но в нём будет больше мяса. Так куда пойдёт покупатель? Или что сделает "белый" ресторан?
Или у нас появился новый термин "карго". Вам, говорят, плитку с документами или карго? Карго – это без документов, дешевле. Как и откуда оно попало в магазин – тайна.
7. Усложнение №6. Но не буду утомлять читателя. Скажу только, что оно про раздельный учёт и пропорциональный (частичный) зачёт. Есть ещё и 7, 8, и 9.
Вместо вывода. Если дочитали до сих пор, уже хорошо. Если поняли всё, то отлично. Но главное, за всем этим стоит и экономическая политика. Эти заковырки с налогами не просто груз на шее бизнеса. Бизнес – не дурак, он понимает и считает, поэтому тем, кто пишет нормы, и тем, кто их принимает, надо понимать, а лучше привлекать специалистов, которые видят последствия тех или иных решений.
Как гласит поговорка – не было времени написать короче. Так и здесь, чтобы сделать налоговые законы проще и понятнее, надо очень сильно думать. Простой и короткий текст не значит простой налог. Текста может быть и много, смысл должен быть логичный и простой в исполнении. И будет покой и нирванна.
Фото: Thinkstock.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!