Что об этом думают представители отрасли
Мы хотим выделить несколько ключевых моментов из интервью для Forbes.kz зампреда правления по переработке нефти и нефтехимии нацкомпании "КазМунайГаз" Данияра ТИЕСОВА, которые считаем важными для разбора текущей ситуации на рынке ГСМ.
Во-первых, по словам г-на Тиесова модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), завершившаяся в 2018 году, полностью себя оправдала и привнесла не только увеличение поставок на внутренний рынок, но и обеспечила некоторое улучшение экологической ситуации. Это важно, учитывая, что зачастую именно из-за приостановки работы на НПЗ рынок может столкнуться с дефицитом предложения, что является одним из риск-факторов, приводящих к ценовым скачкам.
Во-вторых, на вопрос про дефицит топлива в стране г-н Тиесов отвечает, что, действительно, из-за ценового дисбаланса с соседними странами в Казахстане страдает не только внутреннее предложение в виде заправляющихся транзитников, но и государство недополучает в виде акцизов порядка 90-120 млрд тенге в год.
"Я считаю, что у нас цена должна быть немного ниже, чем в соседних странах, тенге на 20, но выше, чем сейчас", - резюмировал г-н Тиесов. Между тем, напомним, что с 2025 года Казахстан войдет в общий энергетический рынок с другими странами из ЕАЭС, где как раз-таки будет происходить ценовая конвергенция на рынке ГСМ.
Таким образом, как мы неоднократно отмечали, непростая ситуация на рынке ГСМ продолжает оставаться важной темой на повестке дня как у государства, так и у рядовых граждан. Мы же продолжаем считать, что ситуация с выравниванием цен в Казахстане с соседними странами неизбежна.
Обновленные сравнительные данные по ценам на рынке ГСМ
Так, согласно последним данным портала GlobalPetrolPrices (по состоянию на 20 декабря 2021 года), стоимость бензина в Казахстана составляла 203,8 KZT за один литр, что даёт нашей стране 9 место в мире по дешевизне бензина. Стоимость же дизельного топлива в Казахстане была равна 249,6 KZT за литр, что соответствует 18 месту в мире. Причем разница в цене с соседними странами продолжает показывать разнонаправленную динамику. К примеру, если в октябре разница в цене литра бензина с Россией была в 103 KZT, с Кыргызстаном в 113 KZT, с Узбекистаном в 139 KZT, то теперь эта разница составляет 98,9 KZT, 130 KZT, 216 KZT соответственно. То есть ценовая разница незначительно сократилась с Россией, но значительно выросла с Кыргызстаном и Узбекистаном.
Между тем, глобальным лидером по дешевизне рынка ГСМ остаётся Венесуэла, где за литр бензина и дизтоплива можно отдать 11 тенге. К слову, кейс является поучительным, так как продолжительное поддержание низких цен на топливо в стране приводило к контрабанде топлива в соседние страны, в частности в Колумбию. Поэтому в первой половине текущего года президент страны Николас МАДУРО объявил о введении рыночной цены на топливо и прямых субсидий для граждан страны или компенсаций разницы с рыночной ценой. Однако, важно отметить, что на такую субсидию от государства могут рассчитывать только те граждане Венесуэлы, кто ранее зарегистрировал автомобиль в ходе переписи автотранспорта, выполненной властями страны.
Таким образом, кейс Венесуэлы продолжает учить нас новым урокам - как государству не стоит пытаться обойти рыночные правила, ведь платой за это являются негативные экономические экстерналии в виде больших государственных расходов и проинфляционного давления. То есть возросшие расходы в виде государственных субсидий для компенсаций ценовой разницы выглядят не самой рациональной тратой, которая в итоге может вовсе и не вернуться обратно государству или создать добавленную стоимость, а лишь усиливает инфляционное давление в стране, где рост цен является одним из самых высоких в мире. Для Казахстана же важно учесть кейс Венесуэлы по части важности рыночных принципов для нормального функционирования рынка ГСМ и отсутствия негативных экономических эффектов.