Мы чувствовали себя слепыми котятами, потому что это было абсолютно ново для нас
Ровно год назад, 5 декабря 2013, в Казнете появился новый сайт – Ratel, основанный известными казахстанскими журналистами Маратом Асиповым, Сапой Мекебаевым и Геннадием Бендицким.
На странице сайта Ratel в социальной сети Facebook в пятницу, 5 декабря, опубликовано такое сообщение:
«Сегодня у Рателя день рождения - год работы в интернете! Целый год поиска, освоения новых технологий и привыкания к новому формату работы. Результаты есть - десятки тысяч посетителей и миллионы просмотров, высокое место в рейтингах, куда мы забирались с самого низа, но это еще не предел. Мы знаем, что можем добиться большего и сделать сайт еще более интересным для читателей. Спасибо вам, что верите в нас.
Геннадий Бендицкий, Сапа Мекебаев, Марат Асипов».
Forbes.kz узнал у совладельца сайта Марата Асипова, как новому сайту за год удалось попасть в топ-10 информационных ресурсов страны.
F: Марат, ваша команда раньше не работала в интернет-СМИ. Признайтесь, было сложно?
- Мы чувствовали себя слепыми котятами, потому что это было абсолютно ново для нас. Мы никогда не сталкивались с работой в интернете. Да, у газеты «Время», где мы все работали, тоже был сайт. Но мы там просто читали комментарии, и все. А тут надо самим работать в роли администратора, изучать статистику, аналитику, следить за реакцией читателей! Многое пришлось изучать, осваивать. Сейчас, спустя год, мы чувствуем себя в этом деле более уверенно и уже представляем себе, что надо делать и в какую сторону двигаться.
F: Сложно раскрутить информационный интернет-ресурс с нуля?
- Есть определенные технологии по раскрутке сайта, которыми мы воспользовались. Но немаловажную роль играет и контент – мы предлагаем читателям то, чего нет ни у кого на информационном рынке. Это качественные тексты, особый взгляд на происходящие события, эксклюзивные расследования. Благодаря этому, а также технологическим приемам мы сегодня находимся в первой полусотне Казнета и первой десятке интернет-СМИ Казахстана согласно данным рейтинга Zero.kz. В пиковые дни на Ratel приходит до 30 тыс. посетителей, а число просмотров достигает 120-130 тыс. В среднем у нас 20-25 тыс. посетителей в сутки при 100 тыс. просмотров.
F: Кто из авторов публикуется на вашем сайте?
- Сапа Мекебаев, Геннадий Бендицкий, Олег Червинский, Талгат Калиев, Анар Бекбасова. Анар – это наша маленькая яркая звездочка: куда ни зайдешь, с какими людьми не разговариваешь, все вспоминают в первую очередь ее. Это очень талантливая журналистка из Астаны, у которой всегда есть свой необычный взгляд на происходящее. За это ее в столице сильно не любят, а коллеги прозвали Анар не Бекбасовой, а Бесбасовой. У нас сформировалась группа постоянных авторов, в которую входят в том числе Амиржан Косанов, Асия Байгожина, Казбек Бейсебаев.
В общем, в день публикуем примерно 10 своих материалов, так что читателю всегда есть что почитать.
F: Какие материалы стали самыми читаемыми за этот год?
- Во-первых, все, что касалось дела экс-акима Павлодарской области Ерлана Арына. Джамиля Маричева из Павлодара делала онлайн-репортажи. Сергей Перхальский писал из Караганды материалы, касающиеся «посадки» экс-премьера Серика Ахметова и других фигурантов «карагандинского дела». Разумеется, всегда интересны читателям материалы Геннадия Бендицкого, Сапы Мекебаева. И особенно приятно, что каждая колонка нашего большого друга Талгата Калиева стабильно набирает 40-50 тыс. просмотров.
F: У вас за этот год были и сложные ситуации. К примеру, сайт подвергался DDos-атакам…
- Это, видимо, обряд инициации для любого интернет-издания. Кроме того, нас еще и «глушили»! Я уж не знаю, что происходит в головах тех, кто за это отвечает. Но, к счастью для нас, так же необъяснимо, как сайт «отключили», его и «включили». Можно предположить, что на это повлиял депутатский запрос в правительство мажилисмена Галины Баймахановой.
F: У вас есть опыт работы и в газете, и на ТВ, а теперь еще и в Сети. Где интереснее сегодня журналисту?
- Конечно, в интернете! Ведь ты в режиме реального времени видишь результат своей работы. Условно говоря, в газете ты сегодня написал заметку, которая может выйти на следующий день, а может и через 2-3 дня, когда эта новость уже стала неактуальной, потому что ее все уже обсудили. То же самое и на телевидении: ты снимаешь сюжет, он выходит в лучшем случае вечером, а то и через несколько дней (если это не новости, а тематическая передача). В этом плане интернет выгодно отличается оперативностью и возможностью получить обратный отклик. Ты выкладываешь материал и видишь, сколько людей приходят на него посмотреть, как они его комментируют. Для журналиста это очень важно. Если мы работаем для читателей и их мнение важно для нас, то это мнение мы можем видеть «вживую», на мониторе.
F: Кстати, о ваших читателях. Кто они?
- В «Яндекс.Метрике» есть загадочная категория интернет-пользователей, охарактеризованных как «люди, интересующиеся литературой». Именно они составляют примерно половину наших читателей. Конечно, нас также читают чиновники, люди, интересующиеся политикой, экономикой – так называемая продвинутая публика. Если разделить казахстанских пользователей на тех, кто предпочитает Facebook, ВКонтакте и «Мой мир», то к нам чаще ходят те, кто активен в Facebook.
F: Когда вы только запустили сайт, то сообщили, что бывший главный редактор газеты «Время» Игорь Мельцер станет вашим консультантом. Он остался при этой «должности»?
- Он оказывает огромную моральную поддержку и дает нам бесценные советы. Когда такой опытный человек выступает в роли читателя, у него появляются очень важные замечания. Он регулярно с нами созванивается, что-то подсказывает, объясняет, а где-то и ругает. Игорь Мельцер – давно уже не наш редактор, но отношения с ним у нас сохранились, и мы считаем его одним из немногих в Казахстане, кто способен понимать, что происходит на медийном рынке.
F: Как собираетесь развиваться дальше?
- Прелесть интернета в том, что надо постоянно развиваться, меняться, предлагать читателям что-то новое. У нас есть идеи, осталось только найти людей, которые могут их реализовать. Мы очень внимательно следим за трендами. И дизайн будет меняться, и контент расширяться.
Автор Анастасия Новикова