Оно ведет к росту краткосрочных обязательств без соответствующего роста продаж
Проблема номер 1, с которой сталкивается отечественный бизнес при низких ценах на нефть – это снижение спроса. На рисунке 1 показана динамика диффузионного индекса спроса на готовую продукцию, полученная на основе опроса предпринимателей Национальным банком РК.
Рисунок 1.
В периоды падения цен на нефть в 2009 г. и 2015 – 2016 гг. спрос находился в области снижения. Стоит обратить внимание на то, что в период восстановления экономики после 2009 г. спрос хотя и находился, в целом, в зоне роста, значения коэффициента имели тенденцию к снижению. Это говорит о том, что правительственные программы развития не устраняли системных ограничителей на предпринимательскую активность. Несколько иначе выглядит картина, начиная с 2016 г., - появляется слабая тенденция к росту значений коэффициента. К сожалению, доступных данных, чтобы проанализировать то, какие из мер государственной поддержки способствовали росту спроса, нет. Боюсь, что их нет и у государственных органов.
Модель логистической регрессии показывает, что рост значения диффузионного коэффициента на 0,01 снижает шансы роста доли фирм с коэффициентом текущей ликвидности меньше 1 в 1,15 раза.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) – это отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Коэффициент текущей ликвидности показывает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем больше значение коэффициента, тем лучше платежеспособность предприятия.
Рисунок 2.
Как мы видим на рисунке 2, КТЛ, в целом, демонстрирует тенденцию к снижению. В 2015 г., когда цены на нефть упали, значения коэффициента также резко снизились.
В этот раз мы имеем дело с двумя отрицательными факторами одновременно: низкими ценами на нефть и карантинными ограничениями. Оба фактора подавляют спрос и ведут к снижению коэффициента текущей ликвидности. При этом доля предприятий с КТЛ ниже 1 будет расти, что означает рост числа банкротств.
Расширение кредитования не решает проблемы, потому что ведет к росту краткосрочных обязательств без соответствующего роста продаж. Иначе говоря, финансовые показатели фирм только ухудшатся.
Отчасти проблема решается за счет так называемых "вертолетных денег", когда фирмы получают необходимую ликвидность без роста обязательств. Другим частичным решением являются налоговые послабления, что тоже может улучшить финансовые показатели. Но это все работает при одновременном стимулирование спроса на готовую продукцию предприятий.
Мы все знаем, что главными ограничителями спроса в стране являются предоставление конкурентных преимуществ избранным фирмам, административный произвол на всех уровнях государственной власти, тотальная коррупция. Эти проблемы системного характера не позволяют экономике страны сделать качественный рывок вперед. Они же будут главными барьерами для восстановления экономического роста в текущем кризисе.
Предлагаемые властями решения отличаются фрагментарностью, их элементы слабо связанны между собой, еще меньше имеют отношение к реальной жизни. Например, требования повысить уровень локализации в инфраструктурных проектах до 60-70%. Это прекрасное пожелание, но почему до сегодняшнего дня это уровень был ниже? Почему предпочтение отдавалась импорту, а не казахстанской продукции? Ответ лежит на поверхности: по качеству и цене казахстанская продукция уступала импортной. Следующий вопрос: почему уступала? И снова ответ лежит на поверхности: в силу системных проблем, о которых писалось выше. У нас много говорят о необходимости решать системные проблемы, но мало, что для этого делается.
В конечном итоге, и этот кризис будет преодолен. Во многом благодаря предпринимательской инициативе и способности наших бизнесменов приспосабливаться к любым обстоятельствам. К сожалению, наш бизнес понесет в этой борьбе серьезные потери.