Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
На снимке: парашютная вышка.
Естественная охота всякой нормальной юности – ярко продемонстрировать свою самостоятельность, состоятельность и неповторимость. Выделиться. Себя показать. Из-за этого многие молодые готовы на весьма экстравагантные поступки. Особенно сегодня - в эпоху глобализма, унификации возможностей и всепобеждающих соцсетей.
Но напрасно думать, что в другие времена всё обстояло по-другому. Вот некоторые характерные примеры того, каким образом молодые казахстанцы утверждали свою "самость" в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. (Вот бы им – наши возможности!)
Середина 1920-х. Весёлые и находчивые "синеблузники"
В 1923 году в стенах Государственного института журналистики в Москве появилась знаменитая "Синяя блуза". Профессиональная "живая газета", которую отличало "литературное злободневное содержание, обилие физкультурных номеров, парад в начале и конце представления". (Согласимся - весьма похоже на нынешние КВНы!) Скоро движение захлестнуло всю страну и ярко засветилось даже на такой периферии, как Семипалатинск и Чимкент.
"Синеблузники – профсоюзники", задорные представления которых вскоре стали яркой приметой времени, не состязались в остроумии друг с другом. Их "агитация и пропаганда" были своеобразной формой самодеятельного сценического представления. Проект был вполне удачным – в 1924-1928 годах выходил даже журнал "Синяя блуза". Что до самого движения, оно не было, как может показаться, казённым и грубым действом под патронажем власти. "Синеблузники" зачастую образовывали настоящие артистические общины, в которых с упоением проводили друг рядом с другом всё своё свободное время. (От работы и учёбы – разумеется!)
1930 год. Все в поход!
Пешим ходом, бодрым маршем, по бездорожью! В 1930-м у молодых появилась ещё одна знаковая аббревиатура ОПТЭ (Общество пролетарского туризма и экскурсий). Явление этого общества стало очередным веянием эпохи – необременённое недвижимостью молодое население страны в то время было повсеместно удивительно лёгким на подъём, и его тягу к движению требовалось направить в нужное русло. Уже в 1931-м ячейка ОПТЭ появилась и в столице Казахской АССР - её возглавил самый, пожалуй, известный казах-путешественник своего времени Алиби ДЖАНГИЛЬДИН.
Из городов и сёл, используя всякую свободную минуту, с рюкзаками за плечами расходились в разные стороны задорные группы, состоящие из счастливых и мускулисто-загорелых людей. "Изучи свой край, посмотри своими глазами на преобразования, что произошли за годы новой жизни, расскажи обо всём увиденном своим товарищам, зароди в их сердцах любовь к путешествиям" - так звучал девиз молодых туристов того времени.
1930-е. Всё выше…
В те годы, когда аббревиатуры ДОСААФ и БГТО также занимали в лексиконе молодых первые места, по всей стране начали появляться странные высотные конструкции – "парашютные вышки". Одна из первых в Алма-Ате возникла в Парке Федерации, рядом с приниженным Кафедральным собором. А позже их массово начали возводить и в других местах массового отдыха горожан по всей республике.
И хотя "прыжок с парашютом" с вышки мало напоминал прыжок с самолёта, считалось, что такие аттракционы способствуют воинской подготовке юношества. Купол парашюта, хотя и присутствовал над головой, но не имел особого значения – главным носителем был закреплённый выше трос. Тем не менее вышки оставались популярным средством воспитания духа и демонстрации смелости – нужно было самостоятельно оттолкнуться от порога на высоте в двадцать-тридцать метров, прыгнуть "в пропасть" и гордо (без истошного тарзанского вопля!) зависнуть над зрителями.
Подобные вышки в Алма-Ате просуществовали до 1970-х годов.
1934-й. …И выше, и выше!
В 30-е годы прошлого столетия, когда на слуху у молодых людей был лозунг "Комсомолец, на самолёт!", по всей стране стали открываться аэроклубы. В 1934 году появился такой и в Алма-Ате.
Повсеместная проблема состояла в том, что клубов, куда устремилось окрылённое мечтой юношество, было гораздо больше, чем самолётов и инструкторов. С этой проблемой столкнулись и у нас. Но тут сама природа помогла мечтателям "обрести крылья".
Единственным средством для тренировочных полётов "Алма-атинского аэроклуба" в первые годы его существования были фанерные планеры. Обычно их поднимали с земли с помощью самолётов. Но в Алма-Ате, как и в знаменитом крымском Коктебеле (Планерское), рельеф местности позволял планеру стартовать без помощи дорогого буксира. Местом естественного взлёта была возвышавшаяся над городом Веригина гора (Кок-Тюбе). Отрываясь от её вершины с помощью амортизатора, планер приземлялся далеко в полях – примерно в створе нынешней улицы Сатпаева (тут, кстати, располагался первый аэродром города).
Ну, а дальше наступало время "кандидатов в курсанты" - вручную тащить крылатую машину обратно на Веригину гору. Среди тех, кто вначале таскал, а затем и летал на тех планерах, был, кстати, и алма-атинский подросток Сергей ЛУГАНСКИЙ – будущий ас Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза!
1938 год. Юбилей в "переходе"
В феврале 1938 года в Советском Союзе отмечалась круглая дата – 20-летие создания Красной Армии. Не оставалась в стороне и Казахская Советская республика. День рождения РККА решено было отметить "военизированным горно-лыжным переходом" по горам Заилийского Алатау.
В урочный час группа добровольцев (во главе со знаменитым альпинистом и спортивным деятелем своего времени Виктором ЗИМИНЫМ) прибыла в Медео, надела противогазы и двигалась к Горельнику. После чего взобралась на Талгарский перевал, на который не просто взошла, а успешно "заняла" его высоту после "боя" с условным противником. Далее, установив дымовую защиту, праздничная колонна вновь нарядилась в противогазы и двинула далее искать "врага", захватившего "лесной кордон" в Левом Талгаре…
И так – 3 дня! Включая и две ночёвки "на снегу, камнях и льду". Имея при себе не только "вещевой мешок с выкладкой в 16 килограмм", но ещё и винтовку, два подсумка, патроны, противогаз, "красноармейский ватник и брюки", лыжные ботинки с лыжами и альпийское снаряжение.
Такие праздники "с полной выкладкой" вообще-то считались характернейшим элементом молодёжной жизни тех непростых лет.
1939 год. Полетели и лыжники
Горы, обрамляющие Казахстан с юга, вообще считались идеальной ареной для демонстрации молодецких сил. Особенно в те годы, когда в республике отсутствовала маломальская инфраструктура для такой демонстрации. Всё приходилось делать самим. Например – строить трамплины для набиравших популярность "прыжков на лыжах".
В 1939 году два самодельных трамплина выросли близ Алма-Аты на Каменском плато. Первый – полностью снежный, второй – "с железным столом отрыва". Они позволяли улетать на 15 – 20 метров.
Неудивительно, что первыми чемпионами становились сами строители.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!