Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Джунгары были самыми последовательными историческими врагами казахов. Такие же номады, в XVII–XVIII веках ойраты претендовали на всё пространство Великой Степи, не считаясь с тем, что вся её западная часть была уже занята тюрками. Можно сказать, что казахи и монголы были системными геополитическими противниками. И хотя касательства двух величайших степных народов Евразии Нового времени знавали разные отношения, в определённые времена они перетекали в непримиримую борьбу на полное уничтожение.
Так, собственно, эта история и закончилась. Поголовным истреблением джунгаров. Сначала Цинским Китаем, который практически одномоментно (в 1758 году) стёр с лица земли их государство вместе с его жителями. А потом ещё и мусульманскими восстаниями середины XIX века, добивавшими их остатки, попутно с уничтожением уже самих китайцев в ходе джихада. По своей жестокости эти времена в этой части света можно отнести к эталонам человеческой цивилизации. Небольшая часть ойратов сохранилась лишь в низовьях Волги, куда откочевали ранее и где приняли российское подданство.
Что делали ойраты в казахских аулах?
Но вот один любопытный момент истории, на который обращается мало внимания. Джунгары на востоке были истреблены практически поголовно, однако масса их относительно спокойно пережила уничтожение. Где? В казахских аулах!
Вот что писал в 1750 году весьма сведущий в "степных делах" Пётр РЫЧКОВ ("Краткое известие о татарах и о нынешнем состоянии тех народов, которые в Европе под именем татар разумеются"):
"…В киргиз-кайсацких ордах хотя и городов нет, но пленников из разных народов, а больши из волжских калмык такое множество содержится, что их против киргиз-кайсаков за пятую или шестую часть почесть можно".
Тут необходимы два уточнения. Во-первых, Рычков был сведущ в основном в отношении казахов Младшего жуза, кочевья которых располагались на западе Великой Степи, примыкая к зоне влияния Оренбурга. Но, можно предполагать, что точно таким было положение с пленными ойратами и во всех других местах, где в то время кочевали казахи. Успешные баталии этого периода против всё более слабеющих джунгаров приносили им не только новые пастбища, но и обильную добычу, в основном исчислявшуюся, в степном обыкновении, лошадьми, овцами и людьми. Тех самых "пленников", а проще говоря – рабов.
И, во-вторых.Можно предположить, что основная часть пленников была… Пленницами.
Основания? Есть основания.
Прекрасная калмычка. Особое обаяние?
Вот что сообщает нам "Геродот казахского народа" Алексей ЛЁВШИН:
"Наружность киргизов ясно показывает смесь происхождения монголо-турецкого. Лица их не так плоски и широки, как у калмыков, но узкие чёрные глаза, малый рот, выдающиеся скулы, редкая, клочком на конце подбородка растущая борода отличают их от племён турецких и приближают к монгольским. Причины того заключаются: а) в смешении их с разными отраслями монгольского племени; б) в том, что сладостолюбивейшие из них предпочитают калмычек собственным женщинам, и что, быв прежде с одной стороны окружённые зюнгарами, а с другой – нынешними волжскими калмыками, они всегда старались похищать у них для себя жён. Последствия сего смешения ещё явственнее в женском поле, нежели в мужском".
Другой источник ("Вестник Европы" за 1876 год) подтверждает: "Автократический класс у киргизов любит жениться непременно на калмычках; купцы увозят их из пограничного Китая или из астраханской степи".
Хотя известный востоковед Василий РАДЛОВ в своём фундаментальном труде "Из Сибири" (1884), соглашается не со всем:
"Большинство киргизских физиономий обнаруживает явные следы монгольского антропологического типа. Лёвшин объясняет это тем, что киргизы на продолжении столетий старались брать калмыцких жён, особенно часто это имело место в прошлом столетии, после уничтожения возвращавшихся с Волги орд торгутов. …Я же думаю, что смешение это следует отнести к более раннему времени, так как, по моему, имеются целые племена киргизов чисто монгольского происхождения, например найманы".
Но вот авторитет, который всем авторитетам авторитет. Чокан ВАЛИХАНОВ:
"Кроме сластолюбия, заставляет киргиз предпочитать калмычек своим женщинам ещё то, что будто бы через сие смешение родятся хорошие дети".
Кстати, как и у всех чингизидов "белой кости", у самого Чокана благородная монгольская составляющая присутствовала априори. Таким образом, никакого предубеждения против "чистоты кровей" в самосознании быть не могло. Скорее – напротив. Тем более – в отношении калмычек. Обладавших столь сильным обаянием, что мимо не мог хладнокровно пройти даже… ПУШКИН!
Женщины, достойные Шекспира и Пушкина!
Да, при упоминании "калмычки" в памяти сразу возникают строки, которыми великий поэт и дамский угодник Александр Сергеевич Пушкин обессмертил чары безвестной девушки степного племени, случайно повстречавшейся ему по пути в Арзрум:
Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, на зло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей…
…Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.
Друзья, не всё ль одно и то же:
Забыться праздною душой
В блестящей зале, в модной ложе,
Или в кибитке кочевой?
("Кочевыми кибитками" во времена Пушкина именовались юрты кочевников).
И ещё одно свидетельство идёт на ум вослед высокой классике. Поэтичная легенда, связанная сопопулярным природным монументом Борового - скалой-загадкой Жумбактас. Если приглядеться с нужного ракурса, то в этом геологическом памятнике можно без труда увидеть гордый профиль каменной красавицы. С этим ликом и связано предание о пленённой девушке-калмычке, которую никак не могли поделить доблестные батыры.
Масса вариантов данной легенды сводится к двум основным сценариям. Оптимистичному и трагичному.
По первому (носящему явные следы литературной обработки), прекрасная калмычка, словно строгая учительница, сидела (на острове-скале) и экзаменовала домогавшихся (с берега) её любви претендентов. Пока основная масса в раздумье чесала затылки (шпаргалками и гаджетами в былинные времена никто не пользовался), один бойкий юноша не только правильно решил все тесты, но и заодно, дабы у соперников не возникало сомнений в его прочих достоинствах, натянул лук и сшиб орла с вершины соседнего Окжетпеса. А потом продемонстрировал, что и это не все его достоинства, решив проблему с калмычкой в духе куртуазных рыцарей времён Крестовых походов: подарил ей быстроногого скакуна и отпустил на родину.
Впрочем, имеется версия без всякого хеппи-энда – достойная пера Уильяма ШЕКСПИРА. Прекрасная пленница сидела не на острове-скале, а на вершине самого Окжетпеса. А джигиты вовсе не отгадывали абстрактные загадки, а стреляли из луков, пытаясь пронзить платок в руках девушки. Когда же это не удалось (гора оправдала своё название!), и они наперегонки полезли на неприступную гору за непреклонной царевной, гордая джунгарка бросилась вниз, в озеро, и превратилась в камень.
Таких сюжетов, в которых главной героиней была бы "прекрасная калмычка", в казахском фольклоре можно отыскать немало. Но фольклор лишь фиксирует статус-кво, имевший место быть в стародавние времена.
Туркестан вместо калыма
Знаменательно, что даже когда джунгары были реальными врагами и владели огромной частью земли, на которую претендовали казахи, казахи не чурались видеть рядом с собой их женщин.
В числе таких был и знаменитый хан Абулхаир. Дочь его, "рождённую от калмычки, по имени Намруна", пытались даже сосватать за Цеван-Дорджи, за что предполагали взять с джунгарского властителя ни много ни мало – "вместо калыма город Туркестан". После того как свадьба расстроилась, вышеозначенная ханская дочь, рождённая от калмычки, стала женой султана Дусалы.
…Такие частные моменты придают грозным казахско-джунгарским отношениям черты неоднозначности и даже человечности. События, определявшие ход истории Великой степи в XVII-XVIII веках, вовсе не были сплошной войной на истребление. Женщины в реальной жизни далеко не всегда рассматривались неприятельницами. Врагами были мужчины.
С женщинами воевали только отморозки. А мужчины воевали с мужчинами. Женщины же были добычей. Иногда – очень даже желанной и соблазнительной.
Иллюстрации – издания начала XX века.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!