Бессмысленные мечтания, или Не видать нам местного самоуправления
Уже давно стало понятно, что отсутствие местного самоуправления в нашей стране является серьезным препятствием для развития Казахстана. Даже власть это осознала, и еще в прошлом году Министерство национальной экономики разработало концепцию закона о местном самоуправлении (Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года - ИПС "Әділет" (zan.kz)), а в этом году выдало уже проект самого закона (Открытые НПА | НПА (egov.kz)).
Ознакомившись с текстом проекта закона, вспомнил одну историю.
17 января 1895 г. (по старому стилю) в Санкт-Петербурге прошло торжественное мероприятие по случаю вступления Николая II, на котором представители дворянства и земства поздравляли молодого императора с восшествием на престол. В поздравительных адресах от некоторых земств содержались очень робкие намеки на расширение прав и возможностей земских учреждений. Николай Александрович довольно своеобразно ответил на эти пожелания. Выйдя к собравшимся, он обратился к ним с короткой речью: "Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств. Верю искренности этих чувств, искони присущих каждому русскому. Но мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления (выделено мной – Ж.А.). Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель".
Надо полагать, что разработчики концепции и проекта закона о местном самоуправлении, вслед за последним российским императором, считают, что общественные чаяния об участие граждан в государственных делах, являются бессмысленными мечтаниями.
Что еще интереснее, проект закона противоречит установкам, которые дал глава государства в своем Послании народу Казахстана 16 марта: "Надо понимать, что сильная система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте. Без сомнений, казахстанцы уже давно готовы брать ответственность за свои города, районы и села (выделено мной – Ж.А.). Не следует недооценивать людей и бояться передавать им полномочия, которые они в состоянии взять на себя (…) Кроме того, нужно проработать вопрос ратификации Казахстаном Европейской хартии местного самоуправления, которая является базовым международным документом в этой сфере" (цитируется по Послание главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана — Официальный сайт Президента Республики Казахстан (akorda.kz).
Можно предположить, это только гипотеза, что разработчики концепции и проекта закона – это ретрограды, всячески препятствующие позитивным изменениям в стране; которые, к тому же, не в состояние понять смысла президентского посыла или просто не умеют реализовывать пожелания президента в жизнь.
Чтобы убедиться в этом, предлагаю посмотреть на некоторые идеи, заложенные в концепции и проекте закона.
Акимы городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
В статье 1 проекта закона акимы названы представителями президента и правительства, таким образом они сотрудники системы государственного управления. Но в прямо в этом же предложении, через запятую, написано, что они возглавляют органы местного самоуправления, что является правовым абсурдом!
Сход местного сообщества и кенесы
Для сельской местности и небольших городов в качестве органов местного самоуправления двухуровневая система: сход местного сообщества и кенесы.
Если говорить о сходе местного сообщества, то это, мало того, что архаичная, больше соответствующая феодальному обществу форма участия граждан в местном самоуправлении, так она еще в той редакции, которая изложена в проекте закона, направлена на исключение граждан из процесса управления местными делами.
Во-первых, потому что право созывать сход и организовывать его работу имеет исключительно аким города районного значения, села, поселка, сельского округа (статья 8 проекта закона). То есть сами жители по своей инициативе сход провести не могут.
Во-вторых, сход считается состоявшимся, если в нем примет участие не менее 10% жителей, имеющих право участвовать в сходе. Решение считается принятым, если за него проголосовало больше половины участников схода. То есть 5% жителей могут навязать свое мнение оставшимся 95%.
Что это все означает? Местный аким может собрать на сход 10% местных жителей, которые ему лояльны или которым все равно, и провести любое решение, с которым основная масса жителей может быть несогласна. Более того, акиму дается возможность прикрыть любые свои неблаговидные решения мнением народа: "А что, это не я, это сход решил".
Если посмотреть на статью 9 проекта закона, то не предусмотрено никакого непосредственного участия схода в управление местными делами, только заслушать, одобрить и предложить. Все управление возложено на акимов (статья 11).
Вся новелла про сход – это способ лишить граждан возможности участия в делах местного управления. Это прямо противоречит позиции президента страны: "Не следует недооценивать людей и бояться передавать им полномочия, которые они в состоянии взять на себя".
Членов кенеса выбирают на сходах. Кто имеет право выдвинуть кандидатов в проекте закона не сказано. В принципе, из-за особенностей организации схода, о которых говорилось выше, может оказаться так, что члены кенеса реально не представляют граждан.
Важно и другое – у кенеса нет своего аппарата, его функции выполняет аппарат акима. Наконец, полномочия кенеса (статья 16) сводятся к обсуждению, согласованию, одобрению, внесению предложений. В общем, это фикция, а не орган местного самоуправления.
Совет территориального общественного самоуправления
Советы территориального общественного самоуправления создаются в крупных городах в пределах избирательного округа (статья 10). Порядок формирования совета в проекте закона не прописан. Совет должен что-то изучать, анализировать и вносить предложения. То есть это не орган управления.
Глава государства сказал, что необходимо проработать вопрос ратификации Казахстаном Европейской хартии о местном самоуправлении. На какой стадии находится проработка вопроса неизвестно. Но предложенный на обсуждение проект закона о местном самоуправлении каждой своей статьей противоречит Европейской хартии о местном самоуправлении.
Предложенный проект закона, если он будет принят в таком виде, полностью дискредитирует идею местного самоуправления в нашей стране. Мне представляется, что это не соответствует идеям президента об обновлении системы политического устройства Казахстана.
Фото: regnum.ru.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!