Все дороги к публичным торжествам у нас вымощены благими намерениями
Мы любим праздники! И пытаемся сделать их как можно краше, ярче, лучше. Имитируя и фальсифицируя сами торжества. Знакомый режиссер-документалист недавно делал ролик о Казахстане. В пять минут следовало вместить всю историю страны: от Керея и Жанибека до наших дней. Как профи с задачей справился. Заказчик был доволен. Но попросил добавить… фото ханов и батыров. Режиссер опешил: какие фото?! Клиент ответил: раз нет фото, пусть будут реальные кинокадры. Откуда брать – не вопрос. Есть художественные фильмы, театральные постановки. Прецедент? Пожалуйста! Сцена штурма Зимнего дворца из игрового фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» стала в свое время иллюстрацией к учебнику советской истории, а спустя десятилетия выдавалась уже за подлинные кадры революции.
Директор Центрального архива кинофотодокументов Алла Федоровна Сеитова рассказала: в преддверии юбилея Победы что ни день, обращаются с просьбой дать в качестве исходного материала ... новую и неизвестную хронику Второй мировой войны. То, что такого материала по определению тут нет (каждый метр кинопленки на учете, все кадры давно описаны специалистами архива), визитерам не втолковать. Ходоки настаивают: а вдруг? Может, что-то новенькое, сенсационное найдете - исключительно для нас? Очень надо!
Учительница, чей класс должен был поставить в рамках празднования Года Ассамблеи народа Казахстана сценку по реальной истории ссыльных немцев, перерыв интернет, сама сочинила-смастерила из фактических воспоминаний душевынимающий этюд. «Фишка» была в том, что после представления, по замыслу организаторов, на сцену приглашался прототип - тот человек, чью историю школьники только что изобразили. Поскольку история «сборная», то и прототип был подставой: то ли сама учительница, то ли родители договорились: привели «Марьиванну», которую выдали за Марию Карловну. «Прокатило!» - со смехом рассказала дочь моей приятельницы.
Способ празднования всевозможных юбилеев у нас один и тот же: поразительные по дурновкусию массовые зрелища. Чем ближе официальные даты - тем мощнее накал. График мероприятий расписан. Как и немалый бюджет. Деньги тратятся не только казенные, богачи тоже раскошеливаются: святой пиар. На телеканалах у нас и так постоянно пляшут и поют. В праздники будут петь и плясать с особым рвением и тематически. Каждый канал изощряется в креативе. В программе про ремонт отремонтируют комнату ветерану. В передаче про еду поделятся меню полевой кухни. В третьей - организуют бесплатный проезд фронтовику на трамвае мечты с традиционными ста граммами. Само собой, в начале мая артисты и ведущие наденут пилотки-гимнастерки. И начнут! Делиться шутками-прибаутками той поры. «Входить» в кадры хроники военных лет и хозяйски водружать знамя над рейхстагом. А еще (вот что особенно не люблю) будут говорить с надрывом, со слезой, от лица погибших, глядя прямо в камеру. То есть изобразят сочно и пошло «как было на войне». Доживающие свой век фронтовики и труженики тыла за редким исключением нетранспортабельны, выглядят неважно, слышат плохо, говорят неразборчиво и порой совсем не то, что надо, то ли дело актеры: шпарят всё по тексту. Я на днях читала сценарий, где в гости к школьникам, по замыслу авторов, приходит актер или пожилой генерал (так и написано!) в качестве… первого министра обороны РК, Героя Советского Союза Сагадата Нурмагамбетова. Алию и Маншук и героев-панфиловцев – с разной степенью артистизма сейчас играют - изображают в каждой школе. Смысл? Это же память, скажут вам массовики-затейники. Они ее встряхивают и показывают: смотрите, дивитесь! Ответная реакция - смех и нервные судороги.
История депортированных в Казахстан народов в том варианте, в каком ее преподносят сегодня наши СМИ, исключительно - поток слезливых благодарностей. Но мы нуждаемся не в книге благодарностей, а в осмыслении того духовного, бытийного опыта, что дали нам годы вынужденного совместного проживания. Где он? Не в торжественных же заседаниях Ассамблеи. Он в сплаве страдания и сострадания. В той человеческой нравственной основе, что выше крови, и именно в преемственности такой традиции мы нуждаемся сегодня более всего как в залоге несокрушимого будущего. Но к памятной дате по традиции публичных нынешних празднеств нужны лишь пафосные презентации с выдавливанием слез. И мы их получим по полной программе.
Та же история с основателями Казахского ханства. По замыслу идеологов, Жанибек и Керей должны стать в массовом национальном сознании культовыми героями, но то, как это делается, вряд ли способствует успеху впечатляющей затеи. «Казахфильму» поручено ко Дню Независимости РК выпустить десятисерийный игровой сериал про казахское ханство. Режиссеру Абдрашеву надо стать реактивным гением, чтобы за столь короткое время воссоздать яркую, увлекательную и убедительную историю. А может, и отряда гениев недостаточно. Равно как и кучи денег. Шедевры редко рождаются на заказ за считанные месяцы. Сколько тем загублено на корню таким образом? Зачем нам очередной китч? Почему мы каждый раз спешно и аврально делаем «датское» кино? Несколько лет назад бывшее руководство киностудии заявляло о запуске анимационного сериала про казахскую историю - «Казак елi». Я даже знаю художников из ближнего зарубежья, что работали над ним: уверяют, проект завершили. Самое время его показать. Но ни строчки, ни кадра из этого мультсериала не найти. Где результат? Каков он? Не праздничное вышло блюдо? Или что?
Все дороги к публичным торжествам у нас вымощены благими намерениями. Никто не против нынешних юбилеев. Казахское ханство, депортация народов, Вторая мировая война - это история неисчислимых страданий и жертв. Это память, замешанная на крови, и потому - священная. Потому и праздновать такие вещи, мне кажется, надо без дикого уханья-гиканья, ора, придыханья и слез. Без китча, ставшего нашим всем. У нас и так накоплен слишком горький опыт бездумного отношения к собственному прошлому.