Во всем мире массы ценят живое кино – актуальное и злободневное. Если к тому же, это еще узнаваемо и признаваемо как свое, родное, то такое кино ценится еще дороже. Наши зрители из того же теста.
Всю прошлую неделю в составе ГЭКа во главе с президентом киностудии отсматривала дипломные работы выпускников кинофакультета Жургеновки. Нас, экзаменаторов, было девять человек. Время от времени кто-нибудь из нас «вскипал», возмущаясь отсутствием надлежащего качества, но при этом мы тут же вникали в обстоятельства: во-первых, чувствовали вину самой академии - съемочного павильона, как не было, так и нет, как снимали студенты всё на свои деньги, так и продолжают, к сожаленью; во-вторых, руководствовались банальной мудростью - жизнь сама всё расставит по местам. ( Слава Аллаху, что не хирургов выпускаем!)
Тем не менее, градус изумления и недоумения комиссии порой зашкаливал. На третий день защищались режиссеры-продюсеры. В отличие от просто режиссеров, в качестве дипломной работы они могут защищаться на выбор фильмом, продюсерской разработкой проекта или даже собственным продюсерским исследованием: типа «тенденции развития развлекательных программ ТВ». Студент А. не сделал ни того, ни другого, ни третьего. Оказалось: все равно может сдавать ГЭК! Специально для него были подготовлены и отпечатаны билеты. В присутствии всей комиссии вскрыли конверт, он вытащил билет №7. Дали возможность подготовиться. Сама комиссия в это время смотрела и слушала остальных. Он сел отвечать. Первый вопрос: функциональные обязанности продюсера в кинопроизводстве.
- Продюсер – ключевая фигура в кинопроизводстве. Он отвечает за фильм в целом. На съемочной площадке он главный, - заявил выпускник.
- А что продюсер конкретно делает на съемочной площадке? – спросил режиссер и продюсер Сергей АЗИМОВ.
- Все! – ответил А. и сделал широкий жест рукой. – Продюсер отвечает за все.
-Ну, вот я продюсер. Могу и не появляться на съемочной площадке, - заметил председатель комиссии Ермек АМАНШАЕВ.- В чем тогда выражаются обязанности продюсера?
Студент замолчал.
-Вы правы, продюсер, действительно, отвечает за все, - попытался подбодрить председатель. – Функции какие у него? Обязанности? Что он вообще делает?
Студент молчал.
Нина ЛАВРИК, работающая на «Казахфильме» и читающая курс «Основы кинопроизводства» в академии, поспешила ему на выручку:
- Просто перечислите то, что должно быть на съемочной площадке к началу съемок.
-Объекты? – догадался студент. – Декорации?
- Правильно, - одобрила Лаврик. – А что еще? Вы же должны снимать, писать звук, значит, что еще там должно быть?
Студент пытливо смотрел на нее. Просветлел лицом.
-Техника для звука!
- Звукозаписывающая техника, да, - кивнула Лаврик.
- А что конкретно? – встряла я.
Лаврик, сидящая рядом, шепотом меня одернула:
-Вы что?! Не надо деталей, он вообще на занятия не ходил…
- Ну, молодой человек, давайте, перечисляйте дальше, – сказал Азимов.- Для съемок ведь разная техника нужна.
Нина Алексеевна печально покачала головой, Азимов от нее далеко сидел. Студент напрягся и выдал:
- Съемочная…– все одобряюще закивали.- Съемочная техника!
Он с надеждой, а мне даже показалось - с упреком - посмотрел на нас: типа, сами же знаете всё, что зазря мучить-то…
Нина Алексеевна Лаврик не выдержала:
- Слушайте, у вас же было время подготовиться! Ну почему вы хотя бы не воспользовались вашими виджетами-гаджетами, не заглянули в тот же в интернет?!
Выпускник молчал и с мукой смотрел на нас. После экзамена вся комиссия с недоумением воззрилась на мастерицу продюсерского курса Айгуль МУКЕЙ. Айгуль досадливо махнула рукой:
- Перевелся в мою группу с режиссерского отделения в прошлом году. Даже не поняла, зачем. Я за него не отвечаю. Ставьте, что хотите.
Нина Алексеевна вышла в коридор переговорить со студентом. Вернулась с торжественным возгласом:
- Я выяснила: он фотограф. И точно не будет заниматься кино!
Мы облегченно вздохнули: в конце концов, как-то до пятого курса же дошел, что теперь-то резать? Пусть получит диплом. Мы были очень доброй комиссией: практически все студенты получили от 80 до 97 баллов, то есть, « хорошо» и « отлично». С удовлетворением отметила: ремесла стало больше – качество «картинки» год от года лучше, монтаж - ровнее, звук - чище… Студенты понимают: их кино зависит только от них самих. В прямом смысле. Сами ищут средства, технику, сами договариваются о локациях, реквизите и гриме. Некоторые даже сами пишут музыку к своему фильму.
И выпуск режиссеров на кинофакультете из года в год растет. Чем удивил нынешний? Явным стремлением доказать и показать: они в теме! Им страстно хочется быть успешными здесь и сейчас. Стать востребованными! А что пользуется наибольшим успехом? Развлечения! Лучший энтертеймент предлагает, конечно, Голливуд. Они - его родные дети! Голливудом воспитаны, и своими дипломными работами присягали ему на верность. Выпускники - документалисты показали человеческие истории – как ни странно, большей частью, обращенные в прошлое. Исключение составляла лишь одна работа. Но в основном - телевизионщина. А куда ныне идти работать документалисту? Только на ТВ! Вот они усердно его и копируют… При этом честно признаются: телевидение наше не конкурентоспособно.
–А зачем тогда сами снимаете в этом же духе? – спросил Азимов.
Они молчали. А я, кажется, знаю ответ: они думают, это нам может понравиться, может, и они в таком виде там пригодятся, вот и мимикрируют под это безобразное ТВ…
Намерения выпускников были искренними и читались однозначно: все жаждут влиться в современный аудиовизуальный процесс! Немедленно! Они хотят делать кино для всех! Поиски формы, иного киноязыка, нового героя, публицистика - не про них, такие вещи чреваты вопросами, рефлексиями, размышлениями и порой последствиями. Да и кто на подобное кино даст деньги? В наших-то капиталистических джунглях! Молодые люди явно чувствуют конъюнктуру и хотят удовлетворить запросы, чаяния и потребности широких народных масс. Потому и кинулись осваивать жанр – в нем ведь выросли! Но, судя по увиденному, они упустили одну «мелочь». Чтобы тот же зритель предпочел казахский триллер (фэнтази, экшн, комедию и т.п) голливудскому, мало ведь просто следования канонам жанра, недостаточно спецэффектов, присутствия звезд и даже прорвы денег. Надо, чтобы кино «цепляло». А это, как ни крути, всегда - «проклятые» вопросы. То есть, во всем мире массы ценят живое кино – актуальное и злободневное. Если к тому же, это еще узнаваемо и признаваемо как свое, родное, то такое кино ценится еще дороже. Наши зрители из того же теста. Тем же Голливудом давно приручены. И просто из чувства патриотизма на слабо соструганную по американским шаблонам местную картину не пойдут.
Вот хороший человек Акан САТАЕВ. И режиссерскому мужеству его можно только позавидовать. Но «Мын бала» не стал любимым народным фильмом и тем более – коммерчески успешным. Хотя усилия приложены немалые. … Так что дай бог удачи молодым!..