После экзамена

2936 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Понедельник, 23 Июн 2014, 00:00

Во всем мире массы ценят живое кино – актуальное и злободневное. Если к тому же, это еще узнаваемо и признаваемо как свое, родное, то такое кино ценится еще дороже. Наши зрители из того же теста.

Всю прошлую  неделю в составе ГЭКа во  главе с президентом киностудии отсматривала дипломные работы  выпускников кинофакультета Жургеновки.  Нас, экзаменаторов,  было девять человек. Время от времени кто-нибудь из нас   «вскипал», возмущаясь  отсутствием надлежащего качества, но при этом мы тут же  вникали в обстоятельства:  во-первых, чувствовали вину самой академии  -   съемочного павильона,  как не было, так и нет, как снимали студенты всё на свои деньги, так  и продолжают, к сожаленью; во-вторых,   руководствовались   банальной мудростью - жизнь сама всё расставит по  местам. ( Слава Аллаху,  что не хирургов выпускаем!)

Тем не менее, градус изумления и недоумения комиссии  порой зашкаливал. На третий день защищались режиссеры-продюсеры.  В отличие от просто режиссеров,  в качестве дипломной работы они могут защищаться на выбор  фильмом,  продюсерской разработкой проекта или даже   собственным продюсерским   исследованием: типа «тенденции  развития развлекательных программ ТВ».  Студент А. не сделал ни того, ни другого, ни третьего.  Оказалось:  все равно может сдавать ГЭК!  Специально для него были  подготовлены и  отпечатаны билеты. В присутствии всей комиссии вскрыли конверт, он вытащил билет №7. Дали  возможность подготовиться.  Сама комиссия в это время  смотрела и слушала остальных. Он сел отвечать.  Первый вопрос: функциональные обязанности продюсера  в кинопроизводстве. 

- Продюсер – ключевая  фигура в кинопроизводстве. Он отвечает за фильм в целом. На съемочной площадке он главный,  - заявил выпускник.

- А что продюсер   конкретно делает  на  съемочной площадке? – спросил режиссер и продюсер Сергей  АЗИМОВ.

- Все! – ответил А.  и сделал широкий жест рукой. – Продюсер отвечает за все.

-Ну, вот я продюсер. Могу и не появляться на съемочной площадке, - заметил председатель комиссии Ермек АМАНШАЕВ.-  В чем тогда выражаются обязанности продюсера?

Студент  замолчал.

-Вы правы,  продюсер, действительно, отвечает за все,  - попытался подбодрить председатель. –  Функции какие у него? Обязанности?  Что он вообще  делает?

Студент молчал.

Нина ЛАВРИК,  работающая  на «Казахфильме» и читающая курс «Основы кинопроизводства» в академии, поспешила ему на выручку:

-  Просто перечислите то,  что должно быть на съемочной площадке к началу съемок.

 -Объекты? – догадался студент. – Декорации?

- Правильно,  - одобрила Лаврик.  – А что еще? Вы же должны  снимать, писать звук, значит, что еще там должно  быть?

Студент пытливо смотрел на нее. Просветлел лицом.

-Техника для  звука!

- Звукозаписывающая техника, да, - кивнула Лаврик.

 - А  что конкретно? – встряла я.

Лаврик, сидящая рядом, шепотом  меня одернула:

-Вы что?! Не надо деталей, он вообще на занятия не ходил…

- Ну,  молодой человек, давайте, перечисляйте дальше,  –  сказал Азимов.-  Для съемок ведь разная техника нужна.

Нина Алексеевна печально  покачала головой,  Азимов от нее  далеко сидел. Студент напрягся и выдал:

- Съемочная…– все одобряюще  закивали.-  Съемочная техника!

Он   с надеждой, а мне даже показалось - с упреком - посмотрел на нас:  типа, сами же знаете всё,  что зазря мучить-то…

Нина Алексеевна Лаврик не выдержала:

- Слушайте, у  вас же было время подготовиться! Ну  почему вы хотя бы не воспользовались вашими  виджетами-гаджетами,  не заглянули в тот же в интернет?!

Выпускник молчал и с мукой смотрел на нас.  После экзамена  вся комиссия  с недоумением воззрилась на мастерицу  продюсерского курса Айгуль МУКЕЙ. Айгуль  досадливо махнула рукой:

 - Перевелся  в  мою группу  с режиссерского отделения в прошлом году. Даже не поняла, зачем.  Я за него не отвечаю. Ставьте, что хотите.

Нина Алексеевна вышла в коридор переговорить со студентом. Вернулась с торжественным возгласом:

- Я  выяснила:  он фотограф. И точно не будет заниматься кино!

 Мы облегченно вздохнули: в конце концов,  как-то до пятого курса же дошел, что  теперь-то резать? Пусть получит диплом. Мы были очень доброй комиссией: практически все студенты получили  от 80 до 97 баллов, то есть, « хорошо» и « отлично».  С удовлетворением отметила:  ремесла стало больше – качество «картинки» год от года лучше, монтаж  - ровнее, звук  - чище…   Студенты понимают:  их кино  зависит только от них самих. В прямом смысле. Сами ищут средства,  технику, сами договариваются  о локациях, реквизите и гриме. Некоторые даже сами пишут музыку к своему фильму.

И выпуск  режиссеров на кинофакультете из года в год растет. Чем удивил нынешний? Явным стремлением доказать и показать: они в теме! Им страстно хочется  быть успешными здесь и сейчас. Стать востребованными! А что пользуется наибольшим успехом? Развлечения!  Лучший энтертеймент предлагает, конечно, Голливуд.  Они   - его  родные дети!  Голливудом воспитаны,  и своими дипломными работами  присягали  ему на верность. Выпускники - документалисты показали человеческие истории – как ни странно, большей частью, обращенные в прошлое. Исключение составляла лишь одна работа. Но в основном -  телевизионщина.  А куда  ныне идти работать документалисту? Только на ТВ! Вот они  усердно его и копируют… При этом  честно признаются: телевидение наше не конкурентоспособно.

–А зачем тогда сами  снимаете в этом же духе? – спросил Азимов.

Они молчали. А я, кажется,  знаю ответ: они думают, это нам может понравиться, может, и  они в таком виде там пригодятся, вот и мимикрируют под это безобразное ТВ…

Намерения  выпускников были искренними и читались однозначно: все  жаждут влиться в современный  аудиовизуальный процесс!  Немедленно! Они хотят делать кино для всех! Поиски формы, иного киноязыка, нового героя, публицистика -  не про них,  такие  вещи чреваты вопросами,  рефлексиями, размышлениями и  порой последствиями. Да и кто на подобное кино  даст деньги? В наших-то  капиталистических джунглях!  Молодые люди  явно чувствуют конъюнктуру  и хотят  удовлетворить запросы, чаяния и потребности широких народных  масс. Потому и кинулись осваивать  жанр – в нем ведь выросли! Но, судя по увиденному, они упустили одну «мелочь». Чтобы тот же зритель предпочел казахский  триллер (фэнтази, экшн,  комедию и т.п) голливудскому,  мало ведь  просто  следования канонам жанра, недостаточно спецэффектов, присутствия звезд и даже прорвы денег. Надо, чтобы   кино  «цепляло». А это, как ни крути,  всегда  - «проклятые» вопросы. То есть, во всем мире массы ценят  живое кино – актуальное и злободневное.  Если к тому же, это еще узнаваемо и признаваемо как свое, родное,  то такое кино ценится  еще дороже.  Наши зрители из того же теста. Тем же Голливудом давно  приручены.  И просто из чувства патриотизма на  слабо  соструганную  по американским  шаблонам  местную картину не пойдут. 

 

Вот хороший человек Акан САТАЕВ. И режиссерскому мужеству его  можно только позавидовать. Но «Мын бала» не стал любимым  народным фильмом и тем более – коммерчески успешным. Хотя  усилия приложены немалые. … Так что дай бог удачи молодым!.. 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером