Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Северное подножие плоского хребта Кетмень, разделённого аккурат посередине госграницей с Китаем и возвышенного с юга над верхней частью Илийской долины, можно отнести к наиболее благодатным районам Семиречья. Тут, у самого окончания гор, недалеко от Чунджи, нынешнего райцентра Уйгурского района, и лежит старинное село Подгорное (намедни переименованное в Кыргызсай).
Ещё недавно Подгорное выделялось среди всех других подгорных селений Кетменя не только своим названием, но и нехарактерным составом населения. Если все прочие тутошние поселения, которые с полным правом можно отнести к самым старым из всех на територии Семиречья, издревле населяли уйгуры, то здесь в основном обитали русские. Во всех дореволюционных источниках Подгорное называется "выселком", образовавшимся после переселения сюда ("выселения") казаков станицы Голубевской (Борохудзир).
Вот, к примеру, сведения, почерпнутые из "Памятной книжки и адрес-календарь по Семиреченской области на 1905 год", составленной знаменитым краеведом В. Н. НЕДЗВЕЦКИМ и изданной областным статистическим комитетом. "Выселок Подгорный. (Сост. в веден. Голуб. стан. Ат-на). Участковый приставь Кольджатскаго участка-кол. секр. Людв. Людв. ЗАУЭР. Выселковый Атамань - приказ. Гавр Михайл. ВАСИЛЬЕВ. Причт Св.-Георгиевского молитвенного дома. Св. Сименон Юстин. СОКОЛОВ, псаломщ. Мих. МИТРОФАНОВ, церков. стар. - (вакансия). Приходское училище. Законоуч. - св. Сим, Юст, Соколов, завед. училищем - н. ч. Пав. Алндр. НИКОЛЕНКО. Мировой Судья 2-го уч. Джаркентского уез. - надвр. сов, Ив. Матв. ЖЕБРОВСКИИЙ. Подгорненский врачебный участок. Участковый врач - лек. Искак ДЖАКСЫЛЫКОВ, фельд. - Ник. Ив. ЛОКТЕВ, фельдшер. - акушерка - Мария Ник ШИГАЛЕВА (и. д ).
К тому, что выселок появился там, где появился – две причины. Во-первых – благодать подножия Кетменя. В том числе для развития пчеловодства, в котором местные казаки преуспели. А во-вторых – местоположение на почтовом тракте, соединяющем два важных города Семиречья – Пржевальск и Джаркент. Вот, что сообщает важный географический справочник "Россия" (XIX том - "Туркестанский край"): "За ст. Каркара дорога направляется на север мимо соляного источника, из которого киргизами вываривается соль, в бассейн Кегена (несколько ниже получающего название Чарына) и, постепенно спускаясь, достигает казачьего посёлка Подгорного (600 душ обоего пола, 163 версты от Пржевальска), лежащего у северной подошвы гор Кетмень на высоте ок. 4000 фут".
Кстати, в те годы Подгорное значительно превосходило по своим размерам Чунджу - следующую станцию, которая также представляла собой "казачий посёлок, 300 душ обоего пола", но лежала уже достаточно далеко от гор в "глинисто-солонцеватой, поросшей полынью (...) степи, уже принадлежащую к долине реки Или".
В художественной литературе Подгорное промелькнуло фоном в раннем рассказе Ивана ЕФРЕМОВА "Белый рог". Герои которого, советские геологи, работают тут, у Кетменя, поблизости от Подгорного. "А у меня сегодня был день приятного безделия. Мои поехали в Подгорный за почтой"... "Крытая циновкой подвода катилась из Подгорного"... Кстати, сам Ефремов, культовый советский писатель-фантаст (автор "Туманности Андромеды") и палеонтолог (руководитель знаменитых Гобийских экспедиций), в молодости бывал в Подгорном, которое лежало на одном из его первых поисковых маршрутов.
История казачьего выселка закончилась во времена массового "расказачивания" в 1930-е годы, когда многих старожилов, как и повсюду в Семиречье, выселили из домов и выслали в разные места Советской России. А на волне демографических потрясений 1990-х Подгорное покинули вообще все русские (сегодня тут осталось всего три семьи). Многие тогда просто бросали дома и подавались с насиженного места кто куда. О том свидетельствует масса зияющих тут и там оконных проёмов.
То, что село не превратилось окончательно в призрак – заслуга уйгуров. Которые стали переселяться в пустеющее Подгорное вослед уезжающим. Так что сегодня это селение уже мало отличается от всех прочих у подножия Кетменя. Ну, разве что архитектурой, сохранившей ещё свой старожильческий облик. Новые жители привнесли сюда свой патриархальный уклад и неукротимую энергию. Хотя вовсе неправ будет тот, кто решит, что здесь, на отшибе, он встретится с затюканными селянами. Вовсе нет – местные совсем не какие-то мрачные анахореты, они открыты и душевны по отношению к заезжим. А их дети учатся в большой новой школе.
Русские уехали из Подгорного, оставив на произвол судьбы могилы предков на старом кладбище. И всё это было бы потеряно окончательно, если бы не появился новомученик - Василий ЖАРКЕНСКИЙ, расстрелянный по случаю какими-то "красноармейцами" в годы всеобщего озверения гражданских войн и канонизированный Православной церковью в 2000 году. Именно тут, в Подгорном, служил перед смертью священник Василий КОЛМЫКОВ, чьи мощи были обретены в 2002 году и теперь хранятся в раке в Ильинском храме Жаркента.
Старый "казачий" домик священомученика был позже выкуплен митрополичьим округом при содействии общественного центра "Апостол", восстановлен, наполнен традиционным содержанием (утварью и обстановкой) и превращён в своеобразный дом-музей. Подобного "казачьего домика" в Семиречье более, пожалуй, и нет. А рядом возник ещё и уютный духовно-культурный паломнический центр, с небольшой гостиницей, трапезной и даже пасекой.
Таким образом на карте Алматинской области возникла и ещё одна туристическая примечательность, рождённая здесь вовсе не по желанию властей, а лишь по инициативе заинтересованных. Приехать сюда, правда, можно только заручившись содействием православной церкви, в составе паломнической группы. Существует даже специальный проект "Золотое кольцо Казахстана", который позиционируется именно с таким духовным туризмом. Но для меня лично важнее то, что в Подгорном, продолжает теплиться пламя, зажженное теми, кто давно покоится на местном православном кладбище. Которое теперь не зарастёт бурьяном...
Андрей Михайлов. Писатель, автор дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада" и географического романа "Казахстан".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!