Почему в Алматы уничтожили советские кинотеатры?

13166 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Четверг, 18 Сен 2025, 13:35

Репортажи из прошлого

Общественность крупнейшего мегаполиса вновь взбудоражено стенает по поводу утраты очередного культового памятника юности. До полной невменяемости отреставрирован и перепрофилирован один из последних советских кинотеатров, «Целинный». Из тех самых, которыми так гордилась Алма-Ата и алмаатинцы еще полвека назад, и без которых не мыслимо представить себе прошлую жизнь не только столицы союзной республики, но и любого советского села.

Киностроительство

Бум строительства кинотеатров в нашем городе пришелся на 1960-е – 70-е годы прошлого века.  В те времена, наряду с такими старыми кинозалами, как «Ударник» (поселившийся в бывшем православном храме), «Родина» (в парке Горького), «ТЮЗ» (позиционировался, как «кинотеатр повторного фильма») и двухзальный «Казахстан» (который считался «детским») – в Алма-Ате стали возникать заведения принципиально иного уровня.

В 1960 появился культовый кинотеатр «Алатау», на 780 мест. В 1964-м столица Казахстана обзавелась первым в республике широкоформатным экраном в новопостроенном «Целинном», том самом (с залом на полторы тысячи). В 1966-м уже и микрорайоны получили свой современный кинотеатр - «Сарыарка» (на 820 мест).

С 1968-го года мы обоснованно гордились двухзальным «Арманом» (1000 мест), в котором, между прочим, уже тогда демонстрировали стереофильмы советского производства. А в 1973-м – при юбилейной реконструкции проспекта Ленина (в связи со 100-летием вождя) первых зрителей приняла двухзальная же «Искра» (500 мест).

560-местный «Байконур» был построен одним из последних, вместе с новым микрорайоном «Орбита», и изначально позиционировался как кинозал для «работы с юным зрителем». За первый год работы его посетило 700 тысяч человек.

Культ и страсть

Всего к 1980-м годам в городе функционировал 21 кинотеатр на 11700 кресло-мест. И еще 502 киноустановки крутили кино в домах культуры и ведомственных клубах. И крутили отнюдь не пустым залам.

Алма-атинские кинотеатры каждый год посещали по 10-13 миллионов зрителей. А это, при миллионном населении города, означало, что каждый из жителей (независимо от!) за год побывал в кино 10–13 раз.

Два миллиона зрителей в год принимал «Целинный», 1,7 миллиона – «Арман», 1,1 миллион – «Сарыарка», полмиллиона – «Искра».

Что смотрели алмаатинцы? Все, что показывали в Советском Союзе! У каждого были свои кинопривязанности и каждый находил свои киноудовлетворения. 

Меня (на рубеже 60-х – 70-х еще простого советского школьника с несколько завышенными требованиями) сразу потряс «Андрей Рублев» (а чуть позже и «Солярис») Тарковского. Ленты, совершенно не похожие на все виденное ранее. Тогда же я открыл для себя и Шукшина – щемящее чувство от «Калины красной» стало настоящим катарсисом! А еще запомнился «Свой среди чужих…» – первый фильм молодого Никиты Михалкова. И, разумеется, не прошло стороной «Белое солнце пустыни», которое стало заметным кинособытием не только для страны в целом, но и для всех ее маломальских уголков. 

Но самым памятным для советских кинозрителей (думаю, со мной согласятся многие) стало появление двух шедевров Гайдая – «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки».

«Кавказскую пленницу» мы отправились смотреть в старенький киносарайчик на улице Калинина (он был где-то за мостом через Малую Алматинку). Никогда в жизни я более не слышал столь гомерического хохота такой разрушительной интенсивности, как в тот раз, на «Кавказской пленнице»! Дощатые стены содрогались так, что из щелей сыпались опилки, а сюжет то и дело исчезал во взрывах беспримерных зрительских эмоций. Вот это была настоящая всенародная комедия!

Золотой век

1960 - 70-е годы вообще-то можно считать истинно «золотыми» для советского кино.

Когда сегодня стенают о каком-то «гнете цензуры», о «загнобленных талантах», о гениальных лентах, обреченных «пылиться на полках» … Честно говоря, в самом начале массовой героизации кухонного диссидентства, я все ждал, когда же появится хоть один такой пропыленный шедевр, который можно было бы поставить рядышком с тем, что было уже знакомо и любимо. Так и не дождался…

Может быть это кого-то и удивит из постсоветских, но популярными в СССР неизменно оставались не только индийские, но и итальянские, и французские ленты. Европейское кино тогда еще не растворилось в навязчивой мании скучного постмодерна и нудной идеологической жвачности, и его было за что любить! Так что, всегдашним праздником «лишнего билетика», оставались французские комедии с Луи де Фюнесом («Фантомас», «Человек-оркестр», «Оскар» и т. д.) или Пьером Ришаром («Укол зонтиком», «Высокий блондин»). И качественные боевики с серьезным Аленом Делоном и уморительным Бельмондо.

Видали мы и американские ленты. Тогда, из-за «железного занавеса» (несмотря на цензуру, а может быть и благодаря ей) поступали действительно классные кинопроизведения, многие из которых ныне отнесли бы к «артхаусу». «День, когда всплыла рыба» (про то, как натовцы потеряли атомную бомбу), «Благослови зверей и детей» (Крамера, про американских «пионеров»), «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» (Поллака, с Джейн Фондой). Одни названия, раз они запомнились, чего стоили!

Правда любимым американским фильмом для советских школьников того времени стал «настоящий» вестерн «Золото Маккены» – с Грегори Пеком, Омаром Шерифом и песней про то, как «Золото манит нас!» в исполнении Ободзинского. «Золото» поколебало даже авторитет смотрено-пересмотренных картин «про индейцев» (с Гойко Митичем), которые снимали социалистические немцы совместно с едиными югославами на студии «ДЭФА».  Из «Золота…» мы впервые узнали, что индейцы-апачи – это не обязательно хорошо.

Легионы киноманов

Не покривлю истиной, если скажу, что самым массовым и любимым видом отдыха в СССР было именно посещения кинотеатров. Ну, или других таких мест, в которых крутили фильмы. Кино в стране обожали все, без исключения!

В те годы вообще-то не возбранялось посещать кинотеатр и по два раза на день. Если, конечно, на то было время. Особенно в этом отношении везло детям. Вечером в кино мы ходили с кем-нибудь из взрослых. А зачастую это были полноценные семейные походы (включая бабушек и дедушек). Цены на билеты не отягощали бюджеты – стоили 20–30 копеек.

А днем были еще и «детский сеансы» которые всецело принадлежали юным зрителям. Билеты на них стоили 10 копеек. А такая мелочь «на карманные расходы» водилась у любого школяра, чьи родители работали и и не отмечались антиобщественными проявлениями. А потому дети сами решали, когда им сходить в кино на свой законный «детский сеанс», зачастую даже не ставя в известность родителей.

Обычно одну ленту крутили во всех кинотеатрах два-три дня. Так что, если фильм оказывался особенно проникновенным, то его просмотр можно было продублировать назавтра еще раз.

Если глянуть на все в цифровом выражении, то статистика покажет, что в 1960 году казахстанцы сходили в кино 166 миллионов раз. То есть, на каждого (включая грудных младенцев, кухонных диссидентов, беспросветных алкоголиков и глухих пенсионеров) жителя республики пришлось в год по 17 посещений кинозалов. Причем, что интересно, число кинозрителей в сельской местности неизменно оставалось примерно таким же, как и в городах. 

Но, если в селах кинотеатрами легко становился и клуб, и столовая, и кинопередвижка с ночным небом на полевом стане, то во всех городах и райцентрах уже существовали заведения со специализированными кинозалами.

А задирала планку, разумеется, столица Алма-Ата.

Прошлое, закатанное в будущее

…Теперь все это в таком надежном прошлом, что, уйдет еще одно поколение, и уже некому будет разубедждать пользователей, что все это было, и что все это было близко и дорого всем казахстанцам. В РК сегодня немало таких, кто и вообще-то ни разу не бывал в кинотеатрах. То кино, которое показывают в кинозалах городских ТРЦ, уже немыслимо для сельской местности.

Не исключаю, что в нынешнем уничтожении советских кинотеатров в Алматы нет какой-то злонамеренной системы, вообще – нет ничего личного, вообще – нет ничего, кроме чистого делячества. Но настораживает то, с каким глупым равнодушием власти мегаполиса взирают на постепенную утрату городом всех его былых традиций и обыкновений. Меняются акимы, но не меняется отношение.

При этом примеры многих других городов говорят про то, что альтернативы всегда существуют и что возможен и другой подход. В Санкт-Петербурге, на Невском, сумели сохранить практически все исторические кинотеатры. Переначинив их начинку в соответствии с требованием новых форматов, но сохранив архитектуру. Сумели же! Сумели. И не только в Питере. И у нас перед глазами имеется собственный пример – кинотеатр «Арман».

Но то, что во всех прочих уважающих себя городах ценится и охраняется в первую очередь – историческая преемственность и неповторимость своеобразия – в Алматы почему-то всегда вторично. А потому и город наш становится все более навязчиво похожим на любой типичный центр типового урбанизма.

Андрей Михайлов – автор серии книг «Как мы жили в СССР»

Фото из архива Андрея Михайлова

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером