
Прогнётся ли Киноакадемия под Трампа или покажет характер
В последние годы стало модным писать, что интерес к премии Оскар падает. Прошлогоднюю церемонию вручения премии Оскар, которую транслировал американский телеканал АВС, в прямом эфире посмотрело 19.5 млн зрителей. Это больше, чем в 2023 г., когда церемонию посмотрело 18.8 млн человек. Но в 2014 г. зрителей было 43.7 млн человек. Рекордную аудиторию церемония собрала в 1998 (в тот год победил "Титаник") – 55 млн зрителей.
С другой стороны, подсчитывая количество зрителей, необходимо иметь в виду изменения в потреблении информационной продукции – в мире все больше людей вместо телевидения пользуются социальными сетями, YouTube и другими видеохостингами. В 2023 г. у церемонии вручения Оскара было 27.5 миллионов взаимодействий в американских Instagram, X (Twitter), Facebook и YouTube, и это только официальные социальные сети и видеохостинги. Итого: 46 миллионов с учётом телевизионных рейтингов. (Использовались данные из Кинофарватер и Le Monde).
В рассуждениях о популярности Оскара не учитываются просмотры в записи и репортажи о церемонии уже после ее окончания. Например, на YouTube-канале "Кино Огонь" краткий пересказ церемонии 2024 года посмотрели 133 тыс. человек.
Почему же люди смотрят церемонию награждения Оскарами или читают о победителях в новостях? Во-первых, потому что награды американской Киноакадемии считаются своеобразными знаками качества. Во-вторых, иногда в самом распределении Оскаров заключается определенная интрига, что подогревает наш интерес к премии. В-третьих, церемония вручения Оскаров – это красивое зрелище. Хотя с этим в последние годы были проблемы. Наконец, Дональд ТРАМП объявил наступление на либеральные ценности и назначил своих "комиссаров" в Голливуд: Джона ВОЙТА, Мела ГИБСОНА и Сильвестра СТАЛЛОНЕ. Как написал президент США в социальной сети Truth Social: "Они будут служить мне специальными посланниками с целью вернуть Голливуд, который за последние четыре года уступил значительную часть своего бизнеса зарубежным странам, обратно – большим, лучшим и сильным, чем когда-либо прежде! Эти три очень талантливых человека будут моими глазами и ушами, и я сделаю все, что они предложат. Это снова будет, как и в самих Соединенных Штатах Америки, золотой век Голливуда!". Прогнется ли Киноакадемия под Трампа или покажет характер – тоже интрига.
Церемония Оскара как зрелище
Последние двадцать четыре года, с 2001 г. по 2024 г. включительно, зрители, как правило, давали церемонии награждения Оскарами оценки выше среднего, но были и провальные годы, случившиеся после пандемии (смотрите диаграмму 1).
Диаграмма 1.
На последних двух церемониях, 2023 г. и 2024 г., зрительские оценки улучшились и вернулись к обычным значениям. Но, помимо зрелищности, церемония Оскар привлекает наше внимание своими интригами.
Оскар как отражение зрительских предпочтений
Интрига первого рода: получат ли значимые премии лидеры кинопроката или лидеры зрительских оценок?
Премия Оскар – это американская премия, на которую номинируются фильмы, вышедшие в американский прокат. Исключение составляет категория Лучший иностранный фильм, в которой претендентов выдвигают национальные комитеты. При таком подходе, казалось бы, Киноакадемия должна ориентироваться на успех претендентов на премию в прокате. Но на самом деле это не совсем так, в чем можно убедиться, посмотрев на диаграмму 2. Если взять период с 2000 по 2024 годы, то не более трех фильмов из десяти лидеров проката претендовали на Оскар в основных номинациях. Причем были годы, когда ни один из лидеров проката не удостаивался номинаций.
(Основные номинации – это Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучшие актер и актриса в главных ролях и Лучшие авторы сценариев (адаптированных и оригинальных).
За последние двадцать пять лет только семь лидеров проката номинировались на Оскар: "Властелин колец: Возвращение короля" (триумфатор церемонии 2004 г., 11 номинаций - 11 премий), "Аватар" (9 номинаций – 3 технических премии), "История игрушек: Большой побег" (5 номинаций – 2 премии, в т.ч. Лучший мультфильм), "Снайпер" (6 номинаций – 1 техническая премия), "Чёрная Пантера" (7 номинаций – 3 технических премии), "Топ Ган: Мэверик" (6 номинаций – 1 техническая премия) и "Барби" (8 номинаций – 1 премия за Лучшую песню).
Диаграмма 2.
Члены американской Киноакадемии стараются учитывать при принятии решения не только зрительский успех, но и художественные достоинства и профессионализм претендентов на премии. С этой позиции интерес представляет совпадение рейтинга на IMDB и номинантов Оскара (диаграмма 3).
Диаграмма 3.
(Комментарий. По рейтингу IMDB отбирались фильмы с более 2.5 тыс. оценок).
В принципе, зрительские оценки качества фильмов и предпочтения киноакадемиков более или менее совпадают. Хотя были годы, когда оценки сильно различались. И еще надо иметь в виду, что на картину в целом оказывают влияние анимационные фильмы. На диаграмме 2 учтены тринадцать анимационных фильмов, не представленных в основных номинациях, но номинированных на Лучший анимационный фильм. В 2025 г. из трех номинантов, лидеров по зрительским оценкам, два – анимационные фильмы: "Дикий робот" и "Поток". Художественный фильм – "Дюна: Часть 2".
В этом году в основных номинациях участвуют два лидера проката: "Злая: Сказка о ведьме Запада" и "Дюна: Часть 2"; и только один лидер зрительских оценок – все та же "Дюна: Часть 2".
Блокбастеры очень редко выигрывают основные премии. За последние двадцать пять лет можно вспомнить только "Властелин колец: Возвращение короля" и "Оппенгеймера". Поэтому первая интрига Оскара этого года: выиграет ли "Дюна: Часть 2" главную награду – Лучший фильм или ограничится статуэтками за победу в технических номинациях? В 2022 г. первая часть "Дюны" номинировалась в десяти категориях, из них только в двух основных: Лучший фильм и Лучший адаптированный сценарий. Получила шесть статуэток, но все в технических категориях. В этом году продолжение "Дюны" претендует на победу в шести номинациях, из основных только в одной – Лучший фильм.
Чьи ожидания оправдаются?
По традиции уже определились фавориты в каждой из основных номинаций. В некоторых из номинаций фаворитов несколько, а значит - есть конкуренция. Насколько оправдаются ожидания и кто из конкурентов одержит победу – это интрига второго рода.
В категории Лучший фильм фаворитами считаются "Анора", "Бруталист" и "Эмилия Перес". Последний фильм из-за череды скандалов, вспыхнувших в последнее время (о них подробнее в следующих заметках), вроде бы потерял шансы на победу. Но так это или нет – дополнительная интрига.
В категории Лучший режиссер есть один фаворит – Брэди КОРБИТ ("Бруталист"). Интрига в этой категории слабая – вдруг киноакадемики решат сделать оригинальный выбор.
В категории Лучший актер в главной роли фаворит – Эдриан БРОУДИ ("Бруталист"). Но недавно возник скандал, вызванный использованием ИИ при озвучивании речи актера на венгерском языке. Проблема в том, что одним из требований, выдвинутых профсоюзом киноактеров во время забастовки 2023 г., было ограничение использования ИИ. Интрига – окажет ли влияние нарушение Броуди требований профсоюза на мнение киноакадемиков? Во всяком случае, Гильдия киноактеров наградила Тимоти ШАЛАМЕ за роль в "Боб Дилан: никому неизвестный", а не Эдриана Броуди.
В категории Лучшая актриса в главной роли фаворитов несколько: Майки МЭДИСОН ("Анора"), Фернанда ТОРРЕС ("Я все еще здесь") и Деми МУР ("Субстанция").
В категориях за Лучший сценарий все, как всегда, запутано. Очень часто награждения в них – это своеобразный утешительный приз, проигравшим в категории Лучший фильм.
Так что какие никакие интриги есть, будем ждать распределения наград.
Фото: Mario Anzuoni / Reuters.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!