В память о Геннадии Бендицком
Когда-то давно я вывела формулу хорошего спектакля. Это когда зрители не "смотрят спектакль", а живут тем, что на сцене. Не анализируют, не фиксируют мысленно (или вслух) достоинства или недостатки постановки. А просто живут тем, что происходит.
А такое бывает в театре очень редко. Почти никогда.
Потому я и не очень люблю театр - я вижу там неправду, а она мне не нравится.
Но на эту премьеру я не могла не пойти.
Этот спектакль был подготовлен ко Дню Геннадия БЕНДИЦКОГО. Пишу просто – ко Дню, так как он родился и умер в один день, 3 декабря. И каждый День Гены – это не только про память и печаль. Это про его (и нашу) жизнь и про радость встреч друзей. И за возможность сказать спасибо Геннадию Бендицкому. А у каждого, сидящего в зале на премьере, было (и всегда есть), за что его поблагодарить.
Вот этот моноспектакль и стал такой возможностью для всех - и для тех, кто был в зале, и для тех, кто спектакль создавал.
"Монолог с другом" - это один из проектов Фонда имени Геннадия Бендицкого. Фонд организовали друзья Геннадия - журналисты - после его смерти в 2017 году…
Спектакль создавали профессионалы: сценарист - Зара ДЕМИДОВА, режиссер - Назым МОЛЛАУДОВ.
А играет в спектакле Роман АЛЬМАНСКИЙ. Всем известный шоумен, радиоведущий, весельчак и балагур. Друг Гены еще со школьных лет:
"С 8-го класса мы с Геннадием были… нет, остаемся друзьями. Для меня он очень значимый человек, мы вместе учились, вместе ходили в горы, вместе радовались рождению детей, у нас большая крепкая многолетняя дружба"…
И вот эту историю Роман и рассказывал. Свою, личную. Историю дружбы. Так что все в спектакле настоящее, реальное – люди, события, чувства.
Для Романа Альманского это был дебют – он никогда до этого спектакля не играл драматических ролей. Впрочем, и сейчас не играл. Он был собой на сцене: главный герой - шоумен Роман Альманский после стендапа (банкета? концерта?) заходит в комнату-гримерку, уставший… И начинается разговор с другом. С другом, которого нет рядом, которому некуда позвонить и который не сможет ответить.
Но Гена отвечал – песней под гитару, стихами, словами, мыслями. В спектакле много фотографий, видео, аудио. Да, это любительские записи, не всегда качественные. Но как это было проникновенно, щемяще больно, очень эмоционально. Словами не передать, нет таких слов.
Да и я не самый подходящий для рецензии этого спектакля человек.
Мы работали с Геннадием на КТК в конце 90-х – очень недолго, года полтора-два, но работали. Мы были знакомы и горным компаниям: он занимался альпинизмом когда-то, я тоже занималась альпинизмом. У нас было много общих друзей, и мы встречались на празднествах и застольях. Так что видеть этот спектакль глазами стороннего зрителя я просто не могла физически. Как и все сидящие в зале. Роман верно сказал: "Тут нет случайных людей".
Уже потом, после спектакля, я нашла среди зрителей человека, который ничего не знал о Геннадии. Ну вообще ничего. Конечно, он не был казахстанцем – у нас в стране о Геннадии знали все: читали его разрывные материалы, смотрели видео расследования. Для большинства он был героем (и остается), люди восхищались его смелостью и где-то даже бесшабашностью. А кто-то искренне и изо всех сил ненавидел – Гена своими публикациями выворачивал их черные душонки наизнанку, срывал с них маски.
И вот, я спросила у этого человека: "Ты понял, о чем и о ком этот спектакль? Или это только нам понятно – тем, кто его знал?".
И он сказал: "Это было сильно, честно. Хороший спектакль, все лаконично, просто, но душу рвет на части. Было пару моментов, когда я заплакал".
Я обрадовалась – значит, мои впечатления не субъективны. Я-то плакала без остановки целый час. А потом смеялась. И опять рыдала. Не в голос – молча. А рядом всхлипывали мои коллеги – слева и справа. И на задних рядах. А потом так же в голос смеялись.
Потому что этот час Геннадий был в этом зале, стоял на сцене рядом с Романом, своим старым другом. Смотрел на нас – друзей, коллег, знакомых. Подпевал, подмигивал, улыбался – он всегда был душой компании, и он ею остался. Он опять объединил нас, собрал всех вместе. Тех, с кем-когда-то учился, с кем ходил в горы, с кем работал. Всех нас.
Была в спектакле поразительная фраза про друзей, которые уходят. И про Город друзей, в котором мы все когда-то окажемся. И вот тогда и поговорим…
Уже потом я спросила у Романа Альманского: "Страшно было?"
Подразумевая, что это очень тяжело: проживать вот такие чувства на сцене – говорить о личном, плакать не понарошку.
Он ответил коротко: "Да". И отвернулся.
Берегите себя. Живите долго и счастливо. Ради себя, семьи, друзей.
А спектакль удался, он будет теперь в репертуаре театра Романа Альманского.
Сходите, посмотрите.
Спектакль очень хороший. Хотя это ж не спектакль, это частичка жизни…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!