
Или пять фактов, которые надо знать по этой теме
Факт №1. Вообще таможенные тарифы – один из древнейших экономических инструментов. Они появились даже раньше бумажных денег. Мне рассказывали, что предки встречали караван на Шёлковом пути, растаможивали его – пару отрезов шёлка, посуды какой-то, чаю и перцев, и давали тамгу. Караван доходил до края родовой территории, там его встречали всадники (по современному, выездной пост таможни) и забирали тамгу. Дальше его следующие по ходу движения племена "культурно" обслуживали, взимая дань за проезд. Никто караваны не грабил, потому что понимали экономическую важность безопасности транзитных экспортных маршрутов. Заодно был и придорожный сервис – продавали купцам скот и пропитание. Так что традиции эти в наших просторах очень древние.
Факт №2. Международная торговля – это развитие разделения труда, на котором и возникла современная цивилизация. Сначала землепашцы отделились от охотников, и пошло-поехало, потом ремёсла пошли. Потом появился город ткачей и угольщиков. Каждый занимался тем, что у него лучше получалось, и торговал с другими. Швейцарцы делают часы и обменивают их на арабскую нефть – и все довольны.
Но для пополнения казны на продукты обмена, на импорт вводятся таможенные тарифы. Потом начинают выдумывать разные тарифы: на одежду пониже, на золотые изделия – повыше. Затем решают, что надо защитить отечественных производителей, например, посуды, и вводят на импортный фарфор высокую пошлину. А после этого идут навстречу просьбе дружественной страны и для этой страны делают исключение.
Весь этот зоопарк тарифов страны мира решили упростить и ввести единую согласованную систему. Всемирная торговая организация (ВТО) принимала в свои ряды те страны, которые соглашались торговать по общим правилам и ставкам. И мировая торговля резко пошла вверх, даже обогнав рост ВВП мира.
Решения ТРАМПА – полное отрицание принципов ВТО и, возможно, конец ВТО как глобальной организации. Она, скорее всего, останется в каком-то урезанном виде.
Факт №3. Разделение труда в мире создало глобальные цепочки поставок, и импорт смешался с экспортом, а происхождение товара определить стало очень трудно.
По многим товарам, которые Китай поставляет в США, доля американской продукции составляет намного более 50%. Вот Nike шьёт свои кроссовки на своих заводах в Китае и Вьетнаме. Когда они едут в Америку, на таможне их оформляют как импорт из Азии, но по сути это не так. Сейчас акции Найка упали почти на 20%, и они, и рынок не понимают, как компания сможет платить дополнительно 20-40% пошлины. Или Тесла, выпущенная на заводе под Шанхаем? Тоже импорт из Китая?
Ещё добавляют сложности сложные изделия. В iPhone сотни комплектующих со всего мира, а некоторые из них съездили по кругу. Кремний и металлы из Китая в Корею, оттуда микросхемы в Японию, далее блок электроники обратно в Китай и так далее. А потом большой сервер оказывается в Калифорнии, и в него загружают тонны программ. И как определить страну происхождения этого сервера?
Факт №4. Большая иллюзия думать, что таможенная пошлина – это доход государства, взимаемый с иностранного поставщика, ввозящего товар. Вначале действительно пошлину оплачивает компания, которая привезла товар. Но это билет на базар. После этого расходы по пошлине добавляются к цене товара, и их оплатят потребители товара внутри страны. То есть по сути тариф на импорт – это налог на отечественных потребителей. Даже если этот товар, станок или экскаватор, не попадает в корзину простого человека, он туда всё равно попадёт позже. Расходы никуда не испарятся.
Поэтому, когда некоторые "патриоты" предлагают поднять пошлины на ввоз товаров, они на самом деле залазят в карман потребителя. И ещё они закрепляют неэффективность отечественных производителей, которые получают тарифную защиту от иностранной конкуренции. Самый яркий пример такой политики – Индия. Со времён Ганди и Неру они следовали политике опоры на собственные силы. В результате за несколько десятилетий сформировалась бестолковая олигархическая структура экономики, и великая страна ничего путного производить не могла, кроме тук-туков. Последние 10 лет они снимают барьеры потихоньку, и рост экономики резко увеличился.
Факт №5. Американские "специалисты", видимо, не учли, когда считали тарифные барьеры Казахстана, что у нас давно уже нет никаких тарифов. Тарифы, конечно, есть, но они не наши. С тех пор как мы несколько лет назад вступили в ЕАЭС, мы внешнеторговую политику вместе с тарифами отдали в наднациональный орган, который сидит в Москве и, по согласованию с 5 столицами, устанавливает правила входа на общий рынок и ставки тарифов.
В этом плане я не могу понять, как они насчитали разные тарифы для Армении, Кыргызстана и Казахстана – они у нас одинаковые. Может, действительно они учли нетарифные барьеры, которые мы создали, например, в виде утильсборов, оплаты первичной регистрации, сертификата ЕАЭС и прочих заморочек.
Общий вывод
Во-первых, слон в комнате – НДС. Вот это реальный фактор. Если кто-то везёт к нам шкаф, мы на него накладываем пошлину, и она высокая – 12,5%, плюс транспортные расходы, и на эту цифру НДС 12%. Выходит где-то под 30%. И тут без НДС не обойтись. Если мы его не возьмём, импортный шкаф будет на 12% дешевле своего. Но наш производитель потом возьмёт эти затраты по НДС к зачёту, а иностранный поставщик уплаченный нам НДС от нас к зачёту не возьмёт. С другой стороны, он у себя дома за экспорт получит возврат НДС. Вроде всё ровно.
Но это не работает с США, Канадой и Японией. У этих стран нет НДС. Они взимают налог с продаж с потребителей на последней реализации. Компании никакого НДС не платят и не получают. По идее наш НДС для них тоже не имеет особого значения – они его платят на входе, потом получают с покупателя, отдают в бюджет, и итог – ноль.
Поэтому, когда американцы говорят, что 20% НДС в Германии ставит их Кадиллаки в невыгодное положение, это не так. Но они складывают сейчас всё в одну кучу.
Во-вторых, наивная идея, что если импорт сделать очень дорогим, все компании кинутся переводить производство в страну. Это могло бы сработать с США, там всё-таки огромный рынок. Но не будет этого.
В Америке сейчас безработица 4%, и это немного. Шеф Найка сказал: "Даже если завтра я решу перенести всё производство кроссовок и футболок в США, покажите мне город, в котором я найду 200-300 тысяч швей, которые придут на мои фабрики и начнут шить за 300-700 долларов в месяц миллиарды туфель". И даже за 3 тысячи в месяц трудно будет найти этих людей. А сколько будут они стоить при такой зарплате?
Продолжение следует...
Фото: Reuters.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!