В погоне за прибылью стоматологи порой забывают элементарные правила безопасности пациента
В последнее время весьма часто начали регистрироваться летальные случаи на приёме у врачей, особенно у стоматологов. Ситуация тревожная и, конечно же, скандальная. Всё это активно обсуждается в СМИ и соцсетях. Это трагедия, прийти на своих ногах к врачу, чтобы подлечить зуб, получить укол и умереть.
Почему так происходит, давайте попробуем разобраться. Надо прежде всего понимать, что любая медицинская манипуляция – это риск. Даже самый безобидный укол, не говоря уже о больших операциях. А от анафилактического шока никто не застрахован, тем более, если у вас есть аллергия на что-то. Кто-то покрывается пятнами, кого-то раздувает так, что дышать становится невозможно, а у кого-то наступает шок с потерей сознания, остановкой дыхания и пульса.
Думаю, каждый врач сталкивался с этим явлением в своей жизни. Заранее предугадать, у кого что произойдёт, весьма сложно. Но сказать, что это неизбежно и непредотвратимо, тоже нельзя. Надо только соблюдать правила, а они очень просты.
Во-первых, необходимо тщательно собирать анамнез, то есть не спеша расспросить пациента о его склонности к аллергическим реакциям. Это обязательная норма для любого, кто носит белый халат и прикасается к организму пациента, и об этом все знают. Или должны знать.
ЛЕНЬ – главная причина наших бед. Стоматологических кабинетов сейчас стало больше, чем парикмахерских, и вроде как это здорово, так как улучшается доступность этого вида помощи для населения. Конкуренция, повышение качества и так далее. И действительно, стоматология делает удивительные шаги в сторону улучшения качества своих технологий. Многие виды помощи раньше нам и не снились. Времена советских стомустановок, напоминавших бурильные станки, ушли в прошлое, надеюсь, безвозвратно. А технологии обработки зубной поверхности и очищения полости кариеса просто впечатляют из года в год. Манипуляции становятся безболезненными, а качество материалов долговечным и практически не уступающим человеческому зубу. Плюс имплантация, протезирование и много чего ещё.
Сейчас принадлежность человека к временной эпохе можно определить по зубам. Кривые, неровные и тем более золотые коронки – это наши из ХХ века. Ровные, голливудские зубы зачастую принадлежат людям эпохи брекетов и отбеливания зубов, то есть людям XXI века.
Но в погоне за прибылью порой забываются элементарные правила безопасности пациента. Мы начинаем лениться расспросить, проанализировать, проверить и, конечно же, сделать пробу, которая занимает всего минут 10-15. Её надо делать при инъекции любого местного обезболивающего препарата. Новокаин, дикаин и так далее. Плюс антибиотики. Обязательно необходимо делать пробы. Всем, если даже нет никакого аллергического анамнеза. Так заставляли делать нас. Это напрягало, возмущало, но мы, матеря всех, кто придумал эти правила, всё равно делали.
Это недовольство продолжалось до тех пор, пока ты не испытаешь сам последствия своей лени. Когда твой пациент вдруг внезапно начинает бледнеть, покрываться холодным потом и терять сознание. Вместе с пациентом ты сам покрываешься холодным потом, наступает страх и ПАНИКА. Даже если ты опытен, всё равно страх неизбежен. Поднимаешь пациенту ноги, делаешь массаж, необходимые уколы, орёшь на медсестёр и всех, кто рядом, прибегают реаниматологи, колдуют своими аппаратами. А в твоей голове лишь единственная мысль, словно молот бьющая по мозгу - "Да чтоб я ещё раз полез без пробы, дурак!!!".
Это хорошо, когда всё и все рядом. Можно вызвать, сделать необходимые инъекции. А что делать, если всего этого нет? Как в большинстве таких маленьких кабинетов и центров? И плюс, если ты не обучен оказывать помощь таким пациентам? Конечно же, итог предрешён. Как это ни печально. Вот поэтому всё это и происходит.
Поэтому надо обучать. Днём и ночью. Знание и умение оказывать этот вид помощи должны стать обязательным нормами для всех, а тем, кто занимается частной практикой, особенно. Наличие противошоковых уголков нормативно закреплено в стране. Но ими надо уметь пользоваться. Надо уметь также расспрашивать и предугадывать возможную будущую реакцию на твою инъекцию. Не лениться. Не торопиться. Лучше потерять полчаса на расспрос пациента, чем полгода на допрос у следователя.
Каждый руководитель медицинского центра должен это понимать и создавать условия, чтобы его специалисты и медсёстры умели спасать пациентов в таких случаях и не жалеть деньги на обучение. И тренироваться. На муляжах, куклах и на своих сотрудниках. Регулярно. Пока ты не будешь относиться к каждому пациенту как к потенциальному аллергику, ничего не получится.
У нас в стране две большие ассоциации стоматологов. Пора бы им взяться за этот вопрос, пока этим не занялись компетентные органы. Это же просто большая организационная работа, не требующая больших денег. Ведь работа ассоциации не должна сводиться к сбору средств на проведение очередной конференции к юбилею какого-нибудь аксакала. Разве не так? Подумайте. И тогда у нас не будет таких трагических случаев, поверьте. А это гораздо важнее. Тогда мы спасём и пациентов, и врачей.
Так что берегите себя и хороших врачей!
Фото: tuva.sledcom.ru .
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!