О какой Алма-Ате мечтали 40 лет назад

8298 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 23 Окт 2022, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

На снимке: Алма-Ата, 1984 год. Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

Читайте также
1960-е. Вот вам идеальный "город для пешеходов". В 1962 году в Алма-Ате было всего 14 тысяч автомобилей

Будущее родного города всегда живо возбуждало горожан. 40 лет назад, когда наша "красавица Алма-Ата", которая обоснованно рассматривалась не только алмаатинцами, но и всеми казахстанцами как "сама мечта", испытывала особое возбуждение. Недавно принятый очередной план развития города мягко оконтуривал силуэт той столицы Казахстана, в котором нам предстояло встретить новое тысячелетие. Эпоху, казавшуюся столь далёкой, столь прекрасной.

Какой же должна была прийти к XXI веку Алма-Ата? Что думали про это составители "Генерального плана развития Казахстана до 2000 года" и генплана развития Алма-Аты, экономисты, учёные и строители? О чём мечтали и дискутировали в далёком 1982 году?

Расширять или переносить?

Единого мнения экспертов относительно развития Алма-Аты не существовало. Рьяно спорили, в том числе про расширение площади города и увеличение количества его жителей. Одни считали, что не надо сдерживать рост. Строить и строить. В СССР в те годы не видели в этом никакой беды – в стране существовало 23 города миллионера (Алма-Ата как раз вошла в их клуб), а на подходе маячило ещё 6-7.

Вторая точка зрения (за которой стоял Институт экономики) призывала к тому, что необходимо удерживать город от дальнейшего разрастания. Один из главных аргументов - опасная сейсмичность городской территории. Хотя возводимые тогда здания выдерживали 9 баллов в экспериментальных условиях, кто знает наверняка, что произойдёт при реальных толчках, соразмерных с теми, что испытал Верный в 1887 и 1911 годах?

Читайте также
1980-е: явление Казгуграда. Почему учиться в университете было в те годы и престижно, и почётно, и перспективно

Кстати, уже в те годы поговаривали про необходимость решения проблемы кардинально. Путём переноса столицы. Но не в Целиноград, а в Караганду.

Ещё одним аргументом "против" считалась… экология!

Как очистить воздух над городом?

Экологическая ситуация в Алма-Ате, причинами которой среди прочих были плохая "проветриваемость" и застойность воздуха, уже тогда не только била оскомину, но и считалась критической. Городская атмосфера кряхтела на пределе по допустимой концентрации вредных веществ.

Знатоки утверждали, что на улице "50-летия Октября", к примеру, в лопухах следы свинца, брома, цинка "содержались в промышленных масштабах". Об этом говорили, ссылаясь на авторитет академика-химика Дмитрия Владимировича СОКОЛЬСКОГО.

Главными виновниками загрязнения городского воздуха в те годы считались многочисленные котельные, дымившие везде и всюду. Но тут как раз виделся проблеск оптимизма. Ожидалось, что ввиду перевода городского отопления на централизацию, этот источник загрязнения иссякнет в ближайшие 3-4 года. Многого ждали и от газопровода из Узбекистана – он уже принёс к тому времени "голубое топливо" в столицу Казахстана, но был загружен всего на 40-50% от своей мощности.

Читайте также
1996-й. Начало ночной жизни в Алма-Ате. Новые клубы для "новых" людей

Вторым виновником порчи воздуха уже в те годы считался транспорт. Вопросы с общественным транспортом собирались решить так же кардинально. Хотя и не так быстро - к 2000 году. Заменив крупные автобусы на скоростные трамваи и увеличив число маршрутов экологически чистого электротранспорта. Предполагалось, что к 1990 году в городе будет 30 маршрутов троллейбусов, а к 2000 – 50 маршрутов трамваев. Свою лепту должно было внести и метро, решение о котором было уже принято на самом высоком уровне и которое, несмотря на ожидаемые сложности с постройкой (мягкие грунты и сейсмичность), предполагали ввести чуть ли не к 1990 году.

Вопросы уже тогда вызывал личный автотранспорт. Алмаатинские улицы, по мнению озабоченных специалистов, не способны были пропускать большой поток машин. И достойного выхода не видели. (И это в пору, когда в личном пользовании алмаатинцев находилось всего 60 тысяч автомобилей и мотоциклов!)

Массу претензий предъявляли и к градостроителям, которые упорно перегораживали город высокими зданиями, препятствующими притоку свежего воздуха с гор. Обсуждение и критика уже в те годы не приносили коренных перемен в гармонизацию городской застройки.

Границы расширения

Ещё одним доводом противников расширения был аргумент, что городу попросту "некуда расти". На западе лежали отличные орошаемые земли. Более ценные для развития сельского хозяйства, нежели под застройку. Предлагалось их не застраивать, а напротив, освобождать. Дискутировался, к примеру, перенос на новое место Бурундайского сахарного завода, что позволило бы освободить земли под посевы свёклы.

Читайте также
Алма-Ата: потери, которые продолжают раздражать горожан

То же самое наличие ценных плодородных земель сдерживало расползание города и на восток. Строительство на север упиралось в проблему сейсмичности: считалось, что там ("ниже" ул. 50-летия Октября) проходил мощный разлом. Самым комфортабельным районом для новой застройки рассматривались земли к югу, за улицей Сатпаева. Но и тут размеры экспансии упирались в естественную границу – горные сады знаменитых совхозов.

Возникали вопросы и к демографии. Число жителей в Алма-Ате составлял тогда миллион с хвостиком. Население увеличивалось в год на 18-20 тыс. За счёт механического прироста к 2000 году в городе должно было проживать 1,4-1,5 млн чел. Предполагалось, что на 1 млн 500 тыс. рост населения остановится сам собой.

"Новая Алма-Ата"

Многие экономисты были уверены, что в Алма-Ате не стоит строить крупных предприятий. В Алма-Ате перспективней было развивать сферу услуг. А крупные заводы и фабрики…

Их предлагалось убрать подальше. В город-спутник, который предполагалось построить на северном берегу Капчагая в районе 3-й бригады совхоза Чингельды (Новая Алма-Ата), в 110 километрах от столицы. Для оттока населения из новоиспечённого мегаполиса. Там, за Капчагаем, и сейсмичность 7-8 баллов, там ветра – сколько хочешь, там земли – вволю. В перспективе туда предполагалось запустить скоростные троллейбусы и трамваи, так что расстояние между городом и спутником становилось вовсе не критичным.

Читайте также
Страсти по названию: "Алма-Ата", почему она всё-таки милее "Алматы"?

Промышленная база будущего города должна была включить следующие предприятия:

а) комбинат малолитражных автомобилей;

б) заводы электротехнической промышленности;

в) крупное НПО для обеспечения южного земледелия.

240-250 тысяч человек должны были стать жителями Новой Алма-Аты в первую очередь, столько же – во вторую. Людей предполагалось завлекать "за Капчагай" высокой культурой обслуживания и повышенным коэффициентом зарплат. Амбициозный проект был разработан и… положен "под сукно". До лучших времён.

БАК накормит горожан!

А ещё специалистов заботили грядущие проблемы нарождающегося мегаполиса с водо- и электроснабжением. Положение с электроснабжением должна была исправить Экибастузская ГРЭС. А с водоснабжением подсобить строившийся БАК (Большой алмаатинский канал).

БАК вообще должен был переиначить всё пригородное земледелие. Предполагалось, что его ввод позволит создать в предгорьях несколько новых хозяйств: 8 совхозов должны были организовать в первую очередь, 12 – во вторую. Совхозы затачивались на обслуживание продуктами питания горожан (4 – свиноводческих, 3 птицеводческих, остальные - овощеводства и плодоводства). Прорабатывались перспективы появления "скороспелого животноводства" (свинина, мясо кролика, птица). Серьёзно рассматривалось и развитие среднегорного садоводства. (Однако специалисты уже тогда были уверены в том, что настоящий апорт там расти не будет.)

Читайте также
Алма-Ата уйдёт вслед за Верным

Тем временем к приёму урожаев готовилась и Алма-Ата, где шло строительство "современного и высокооборудованного" овощехранилища. Большие деньги были отпущены на переоборудование старых баз.

Жить будет лучше. И – веселей!

Согласно генплану, норма общей жилой площади на 1 человека должна была увеличиться к 2000 году до 18 кв. м (из расчёта, что общее количество горожан увеличится до 1,4 млн жителей).

А ещё обществом с нетерпением ожидалась долгожданная заявка на проведение Зимней Олимпиады в Алма-Ате. Что предполагало дальнейшее развитие Медео. Строительство большого стадиона в "Орбите". Появление в городе большого количества баров, гостиниц, ресторанов.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.