Увы, в нынешнем казахском кино нет лидера
Никогда прежде наше игровое кино не было столь разнообразным. Последние годы в нем явственно ощущалось поступательное движение – некое внутреннее стихийное обновление. Что этому способствовало? Попробую суммировать.
Накопление визуальной культуры: мир стал открытым, интернет быстрым и новое поколение ориентируется в пространстве кино лучше, чем их же сверстники 20 лет назад.
Техника стала более доступной и мобильной. При желании приличное кино можно нынче снять и на айфон. Плюс к этому в кино, к удовольствию творцов, стали вкладываться люди при государственных должностях и просто богачи.
Появилась органичная киносреда: помимо выпускников ВГИКа и Высших курсов, Жургеновки, «Турана» и «Шабыта» в аудиовизуальную сферу пришли те, кто получил кинообразование на западе. Ремесло улучшилось - экран превосходная демонстрация этого: сравните картинку и монтаж с разницей в 5-7 лет.
В стране очевидно стало много точек роста: появились новые имена, расширилась география, вдруг оказалось, что у нас могут делать фильмы по гамбургскому счету – как по смыслу, так и по форме. «Уроки гармонии» и «Хозяева» - согласитесь, - новый стиль! И новое киномышление.
В общем, казалось бы, смотри и радуйся! Но при всём при том, что праздник кино на нашей казахской улице таки состоялся, есть подспудное чувство тревоги, смутное ощущение, что это яркая вспышка перед неминуемым концом. Отчего так? Не потому ведь, что у меня, возможно, повышенный порог чувствительности и вот такой я типа алармист. Понятно, что вечных праздников не бывает, они расцвечивают будни и остаются в памяти ярким воспоминанием. Именно будни - рутинная ежедневная работа, бесперебойный процесс - обеспечивают и готовят сам праздник. Будни нашего кино в последнее время напоминали хаотическое броуновское движение, но годы были тучные, кино развивалось повсеместно, и большей частью всё-таки за счет госбюджета. Конечно, диктат идеологии сказывался: к примеру, смета фильма «Заговор Оберона» на порядок выше сметы фильма «Хозяева», но так или иначе принцип «пусть растут все цветы» соблюдался. И вообще, следует признать: национальное кино практически всюду в мире развивается благодаря мощной господдержке. Так же возрос и окреп потенциал нынешнего казахского кино. Сейчас, в ситуации кризиса, важно не растерять то, что обрели, стихийное и самостийное кинодвижение должно вылиться в некую форму, чтобы волна, набегающая за волной, образовали сильный и мощный поток. Должны заработать механизмы закрепления успеха: очередной плацдарм взят, необходим новый бросок вперед. Что это означает на деле? Необходимы структуры, которые могут и должны консолидировать усилия всех без исключения кинематографистов. На всех стадиях работы – от авторской идеи до проката и дистрибьюции. То, что до сих пор все были предоставлены сами себе, и каждый режиссер пролагал себе дорогу сообразно своим связям, таланту и характеру, имело свои плюсы: мы имеем крупицы богатого, но разрозненного опыта. Необходимо собрать его воедино. Может, во мне говорит тоталитарный опыт, но я уверена: сегодня само собой, на автомате, по инерции, уже не вырваться вперед – такое механическое самодвижение неминуемо обречено на затухание.
Увы, в нынешнем казахском кино нет лидера. Нет человека, который обладал бы «чувством целого» и радел за кинематограф как за кровное дело - времена таких людей, видимо, канули в Лету. Шакен Айманов, наверное, один такой был в нашей киноистории. Комплекс «Казахфильма» и Дом кино, выстроенные чаяниями Айманова как творческая и производственная связка, ныне его преемниками холодно и расчетливо превращаются даже не в символы - просто знаки, эмблемы. Ирония судьбы: именно в год столетия Шакена Айманова студия имени его выставлена на торги, а Союз кинематографистов, главой которого себя считает И.А. Вовнянко, практически распался (хотя Дом кино есть, и, судя по редким сообщениям в печати, руководство СК даже какие-то мероприятия с участием себя самого проводит –разумеется, за деньги госбюджета, к примеру, те же дни казахского кино в нашем же Казахстане).
Но и в новом мире кино, как одиночное ремесло творцов, не может состояться. Пример того же Голливуда, где все диктуют гильдии и профсоюзы, показывает: надо объединяться. Именно сейчас - в преддверии кризиса - местным кинематографистам вне зависимости от своих взглядов, симпатий и мировоззрения, мне кажется, надо собраться вместе и выработать своего рода «сухаревскую» конвенцию. Нам нужно ясное и точное понимание того, как нам реорганизовать собственное кинопространство.
Надо наладить систему взаимодействия всех киноструктур. Культивировать любовь к кино прикладными прозаическими вещами – системно и последовательно. Поддержать креативные серьезные инициативы и проекты. Нужны исследования по кино, конференции, издания. (Маленький пример такого рода. Студенты – киноведы мастерской Гульжан Наурызбековой несколько лет назад на свои деньги выпустили сборник лучших, на их взгляд, дипломных фильмов выпускников Жургеновки за разные годы. Следующий сборник - лучших мультиков – им помогла издать академия. Выпуск нынешнего, документального, пока под вопросом. Нужны преемственность и эстафета. Чтобы киношколы, работающие в стране, проводили совместные семинары, показы учебных работ с разборами и критическим анализом. Чтобы на местных каналах показывалось и обсуждалось наше новое и спорное кино!
Надо, чтобы новые постановки давались лучшим, чтобы сериалы приковывали зрителей всей страны – это ведь реально достижимые вещи! Просто все это надо четко прописать и требовать неуклонного выполнения всеми участниками процесса нехитрых правил.
Надо, чтобы лучшие молодые кинематографисты получали дебюты, а поколение ветеранов делилось опытом и не чувствовало себя выброшенным за борт. Чтобы в конце концов, каждый из цеха кино – будь это Баян Есентаева, Серик Апрымов, Акан Сатаев, Жанна Исабаева, Эмир Байгазин или Мыркымбай Мыркымбаев – понимали: у нас одно чувство кино, мы –одно сообщество.
В расцвете казахского кино заинтересованы все. Это вне всякого сомнения. Нам повезло, что у нас был кинематограф как система. Жаль, если теперь усилиями чиновников и при попустительстве самих кинематографистов он превратится исключительно в кустарный промысел. Предпосылки для этого в контексте распада структур, отсутствия системного мышления, атомизированного киносообщества более чем очевидны. Конечно, в каждой подворотне можно сегодня «слудить» кино – Нигерия сегодня переживает именно такой «расцвет» своего отечественного кино. Мы на этот пример хотим ориентироваться? Если нет – надо забыть про распри и собирать форум. Это муторно, хлопотно, но необходимо. Откочевать друг от друга в кино мы не можем. Да и что это даст? Так что, закончу тривиально: кинематографисты всей страны, срочно объединяйтесь! Иначе – смерть кино как искусству.