Неизбывная тоска по цензуре

5761 просмотров
0
Евгений ЖОВТИС
Среда, 28 Дек 2016, 10:00

Кто-то в нашей власти продолжает находиться в плену тоталитарного мышления

На снимке: Евгений Жовтис.

Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «Вас беспокоит Гондурас? А вы не чешите».

* Родом из СССР

* Под одну гребенку

* Экспертов не хватит

Читайте также
«Совок»: тяжелое наследие

Родом из СССР

На прошлой неделе в Астане наша правозащитная организация Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности и Equal Rights Trust (Фонд «Равные права») из Великобритании презентовали большой отчет о проблемах, связанных с дискриминацией людей в Казахстане по различным основаниям: возрасту, полу или сексуальной ориентации, социальному статусу,  политической, религиозной или этнической принадлежности.

На презентации присутствовали представители ряда государственных органов, неправительственных организаций и эксперты.

В ходе весьма оживлённой дискуссии я задал представителям госорганов достаточно простой  вопрос: «Является ли закреплённое у нас законодательно обязательное прохождение религиозной литературы до её распространения через религиоведческую экспертизу цензурой?».

При этом я, конечно, напомнил, что согласно пункту 1 статьи 20 Конституции Казахстана цензура запрещена.

К моему удивлению один из присутствовавших чиновников сначала  сказал, что цензура – это запрет каких-то взглядов, а мы, дескать, ничего не запрещаем, а потом вообще «прикрылся» тем, что Конституционный совет РК не усмотрел в законе, содержащем такие условия, никаких противоречий с Конституцией.

Читайте также
Секс над человеком. Точнее – на человеке

Видимо, придётся напомнить, что «цензура» это латинское слово и считается, что ещё в Древнем Риме цензор следил за политической благонадёжностью граждан. В современном мире она означает систему государственного надзора за содержанием и распространением информации, печатной и иной продукции с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.

Поскольку мы все, особенно наша власть, в той или иной степени родом либо физически, и/или пока, к сожалению, ментально из Советского Союза, то полезно уточнить, о чём идёт речь.

Цензура в СССР имела, главным образом, идеологический характер и её основными целями было недопущение «антисоветской пропаганды», «распространения буржуазных взглядов», да и вообще всякого там «инакомыслия». Главное было - предотвращение публикации и распространения любой «вредной» информации, причем как внутри страны, так и приходящей извне или выпускаемой из неё.

Эту важнейшую для Советской власти идеологическую функцию до 1986 года выполнял Главлит - Главное управление по делам литературы и издательств, созданное ещё в 1922 году.

Сотни, если не тысячи цензоров в газетах, журналах и издательствах бдительно следили за тем, чтобы в печать «просочилась» только идеологически выдержанная информация. Цензура являлась частью пропагандистской машины, бесперебойно работавшей до начала перестройки.

Читайте также
Мы затесались не в ту компанию

Это был разрешительный механизм доставки информации населению. А надстройкой над этим базисом возвышалась самоцензура. Когда каждый журналист, каждый писатель или режиссёр, учёный, чиновник или общественный деятель знал: что можно, а чего нельзя писать, читать и даже говорить.  

Под одну гребенку

Конституции независимого Казахстана 1993 и 1995 годов, казалось бы, раз и навсегда, покончили с этим, запретив цензуру. И хотя отменить  самоцензуру даже им было не под силу, сам факт существования такого запрета являлся огромным шагом к политическому многообразию и свободе выражения мнения.

И вот через 25 лет после объявления Декларации независимости и цели построения демократического государства и 20 лет после принятия Конституции с запретом цензуры я снова слышу аргументы о её пользе.

«А как мы ограничим поступление в страну «неправильной» религиозной литературы без религиоведческой экспертизы?» - сказал один из представителей госорганов.

И из этого логического построения я понял, что рано или поздно к религиозной литературе добавится любая другая: научная, популярная, философская, беллетристика… И всё выпускаемое или доставляемое в страну надо будет подвергать экспертизе, а то как узнаешь, нет ли там чего вредного.

Читайте также
Тюремные истории: можно ли колбасу рубить топором?

А за ними газеты, журналы, а потом – сайты и весь интернет и т.д. И вместо Главлита будет у нас в этом качестве «работать» Центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции или группа экспертов при Комитете по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества. И обычные цензоры будут носить гордое имя – «эксперты».   

Кто-то в нашей власти продолжает находиться в плену тоталитарного мышления, продолжает рассматривать народ, граждан как подведомственное население, за которым, как за малыми детьми, надо всё время присматривать, чтобы они что-нибудь не то не прочитали или посмотрели.

И поскольку они там наверху считают, что знают лучше нас, что правильно, а что неправильно, то они и будут заниматься нашим «воспитанием».

Им ведь без разницы: о ком идёт речь. О молодом человека или дедушке с кучей детей и внуков. О человеке с невысоким образовательным уровнем или обладателе нескольких образований и владельце нескольких языков. Все попадают под одну гребёнку. Товарищ эксперт определит: можно мне это читать или нет.   

С такой перекошенной идеологической «крышей» демократическое государство не появляется по определению.

Экспертов не хватит

Читайте также
Человек для государства или государство для человека?

Попробую - на пальцах. Сначала появляется мысль, которую никаким способом контролировать невозможно. Потом рождается слово, исходящее из этой мысли, которое тоже никак не предупредишь, пока оно не сказано. И благодаря свободе слова и выражения мнения, можно, в той или иной степени, узнать: о чём человек думает.

И чем больше слова распространяются, тем лучше, потому что по миру «бродят» озвученные мысли, которые позволяют выбирать между хорошими и плохими идеями.

Могут ли быть злоупотребления словом: устным или письменным? Конечно, могут. Например, призывы к насилию или разжигание ненависти или вражды. И за них должна следовать и следует административная или уголовная ответственность. Или наши власти считают, что этого недостаточно?

Кстати, знаменитая поправка к Конституции США вообще лишила американский Конгресс права принимать законы, ограничивающие свободу слова или устанавливать ответственность за высказанное слово. Там просто увязали слово с действием и преследуют за конкретные поступки, в том числе спровоцированные языком насилия или ненависти.

Но зачем нам опыт США? Давайте хотя бы пользоваться опытом подавляющего большинства стран ОБСЕ, которые относятся к наиболее развитым странам. Помимо заботы о свободе слова, как важного элемента конкурентоспособного и устойчиво развивающегося общества, они руководствуются прагматическими соображениями.

Читайте также
Тюремные истории: в борьбе со здравым смыслом победа будет за ними

Ни у какого государства не хватит ни финансовых, ни человеческих ресурсов содержать «армию» экспертов по проверке всей выпускаемой литературы. А с учётом того, что печатные издания всё чаще переходят в электронный формат и распространяются вне зависимости от физических границ государств, эта задача становится вообще неподъёмной.  

Если высказано слово, призывающее к насилию или разжигающее ненависть или вражду, за это можно и нужно наказывать. И, кстати, для этого не нужны эксперты. Потому что, что это за призыв к насилию или разжигание ненависти, если без эксперта в этом нельзя разобраться?

Если выпущена книга, статья, журнал, которые содержат такой же язык, можно и нужно преследовать писателя, публициста, журналиста и даже издателя.

Но при этом при чётких критериях того, что понимается под «разжиганием ненависти» и при надёжных гарантиях защиты свободы слова и выражения мнения.

И, конечно, без дачи предварительных разрешений на то, чтобы что-нибудь сказать, написать или распространить, поскольку это называется цензурой.

В связи с этим, господа власть имущие, да и, наверное, значительная часть нашего общества, давайте как-то уже избавляться от тоски по цензуре, а то в век информации как бы не оказаться вообще на задворках Истории.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером