Мы имеем дело с системными и очень тяжёлыми проблемами, которые делают нас отсталой страной
В Казахстане, и это ни для кого не секрет, дела с инновациями обстоят, откровенно говоря, плохо. Например, в Национальном плане развития страны констатируется, что "… потенциал инновационной деятельности в значительной мере остается нераскрытым. (…) Заняв в 2023 году 81-е место (из 132) в Глобальном индексе инноваций Всемирной организации интеллектуальной собственности, Казахстан вошел в группу стран с неэффективным соотношением затрат и результатов инновационной деятельности".
В том же Национальном плане в качестве причин указываются слабый уровень естественных стимулов к внедрению инноваций, неразвитое взаимодействие между ключевыми участниками процесса развития инноваций и недостаток инновационной инфраструктуры. Все верно, но стоило бы добавить к этому перечню недостаточное финансирование.
Но главный барьер – архаичные институты, устранять которые никто не собирается.
Развитию науки и инноваций требуются дух свободы и готовность к риску. И с тем, и другим у нас не очень хорошо, что свойственно архаичным обществам.
Недостаточное финансирование
На диаграмме 1 отображена динамика отношения внутренних расходов на НИОКР к ВВП.
Диаграмма 1.
На диаграмме мы видим выраженную тенденцию снижения расходов на НИОКР.
Если обратиться к данным Всемирного банка за 2021 г., в этом году у него самые полные и свежие данные по отношению расходов на НИОКР к ВВП, то мы увидим, что в том году Казахстан занимал по этому показателю 74 место среди 79 стран с отношением 0.13%. Меньше Казахстана на НИОКР расходовали Монголия, Кыргызстан, Гватемала, Тринидад и Тобаго, Ирак. Для сравнения, Казахстан опережали Мьянма (0.14%), Буркина Фасо (0.25%), Маврикий (0.37%). В странах из верхнего сегмента средних доходов, к которым относится и Казахстан, среднее отношение расходов на НИОКР к ВВП составляло 2.06% - почти в 16 раз больше, чем у нашей страны.
В Национальном докладе по науке, опубликованном в 2018 г., утверждается, что наукоемкость ВВП носит мультипликативный эффект, т.е. при росте инвестиций в науку валовый продукт будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные вложения. Помимо первичного эффекта возникает вторичный и последующие эффекты. Именно поэтому большинство государств мира заинтересованы в увеличении инвестиций в науку, а те государства, наукоемкость ВВП которых превышает 3%, оказываются на передовых позициях в техническом прогрессе. Сегодня страны-технологические лидеры поддерживают показатель наукоемкости ВВП на уровне 2.7-4.3%. Кроме того, имеет большое значение тот факт, на каком уровне зафиксирован показатель наукоемкости ВВП. Наукоемкость ВВП, равная 1% или менее, считается пороговой для научно-технологической безопасности страны. Из изложенного следует, что отечественная научно-техническая безопасность находится под серьезной угрозой.
Бизнес не хочет тратить на НИОКР
На диаграмме 2 мы видим, что, за исключением 2018 и 2019 гг., основным источником финансирования НИОКР является республиканский бюджет.
Диаграмма 2.
Собственные средства научных организаций - это услуги по испытаниям и анализу, научно-технические, консультационные услуги, услуги ботанических садов и зоопарков, услуги в области архитектуры по реставрации и восстановлению памятников, планы и чертежи для архитектурных целей, услуги по специализированному дизайну, по изучению общественного мнения и т.д. Кроме того, финансовые средства научных организаций формируются за счет выполнения работ, не связанных с наукой, таких как услуги по аренде и эксплуатации имущества. (Заимствовано из Национального доклада по науке, опубликованного в 2018 г.). По доступным источникам, к сожалению, невозможно определить, какая часть собственных средств научных организаций формируется за счет местных бюджетов, национальных компаний и частных предпринимателей.
Скорее всего, доля частного сектора совсем незначительная. Во всяком случае, в Национальном докладе по науке, опубликованном в 2023 г., отмечается незаинтересованность бизнеса в инвестировании в науку, недоверие бизнеса к казахстанской науке.
В Национальном докладе по науке, опубликованном в 2022 г., обращают внимание на то, что частный сектор не готов к высокорискованным инвестициям в отечественные научно-технические разработки, которые не апробированы и находятся на низком уровне готовности. Это привело к тому, что научная сфера находится в отрыве от реальных потребностей индустрии и национальных задач, не обеспечена заказами от частного и государственного сектора. Доходы от передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, проведения контрактных исследований, реализации инновационных проектов не обеспечивают финансовой стабильности и недостаточны для реинвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал.
Рост зависимости НИОКР от государственного финансирования говорит о том, что, во-первых, ресурсы используются неэффективно; во-вторых, что стратегические цели в области НИОКР являются либо неактуальными, либо малопривлекательными для предпринимателей. Так считают аналитики Института статистики ЮНЕСКО, основываясь на статистических данных. (Заимствовано из Национального доклада по науке 2023).
На диаграмме 3 показано распределение затрат на НИОКР по направлениям.
Мы видим, что в последние годы заметно снизилась доля предпринимательского сектора, и в то же время выросла доля сектора высшего профессионального образования. Динамика столь неритмичного распределения затрат по секторам деятельности, которую мы видим на диаграмме, указывает на отсутствие конкретного и логичного плана развития научных исследований в стране. Это негативно отражается как на кадровой составляющей исследовательского процесса, так и на качестве результатов исследований. (Национальный доклад по науке 2023).
Диаграмма 3.
Иначе говоря, мы имеем дело с системными и очень тяжелыми проблемами в отечественной науке и системе инноваций.
Как исправить состояние дел с наукой и инновациями?
Никакая сложная проблема не решается единственным чудесным методом. Всегда требуется целый комплекс мероприятий. Некоторые из тех, что изложены в Национальном плане, вполне применимы, если будут сопровождаться серьезными институциональными изменениями.
Исключительно для примера приведем связь между качеством нормативно-правового регулирования и расходами на НИОКР (диаграмма 4).
Диаграмма 4.
Рост качества нормативно-правового регулирования будет способствовать притоку финансирования в науку и НИОКР. Казахстану есть над чем работать – наши показатели за последние 10 лет улучшились, но все еще остаются хуже среднемировых (диаграмма 5).
Диаграмма 5.
Либо у нас в стране решатся на серьезные институциональные реформы, либо Казахстан будет обречен на то, чтобы окончательно стать отсталой страной.
Фото: kazpravda.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!