В транспорте и складировании состояние дел более или менее удовлетворительное, но способности к рывку не видно
Транспорт и складирование
Данных по складированию очень мало, можно сказать, практически нет, поэтому речь в основном пойдет о транспорте.
На рисунке 1 показана динамика перевозки грузов всеми видами транспорта к 2009 г.
Рисунок 1. Индекс перевозки грузов к 2009 г. Источник: КС МНЭ РК
В среднем перевозка грузов росла на 7,3% в год, при том, что ВДС отрасли в этот же период росла на 6,1% в год.
Интересна будет и динамика цен на грузоперевозки. Правда, не удалось найти данных по железной дороге после 2016 г. (может плохо искал?). Поэтому будем сравнивать индекс цен для всех видов грузового транспорта с автомобильным транспортом.
Рисунок 2. Индексы цен для всех видов грузового и автомобильного транспорта. Источник: КС МНЭ РК
Основной вклад в рост цен по всем видам транспорта вносил железнодорожный. И разница с автомобильным и другими видами транспорта очень большая.
Прибыль (убыток) транспортных предприятий до налогообложения показаны в таблице 1.
Таблица 1. Прибыль (убыток) предприятий транспорта до налогообложения, млн. тенге. Источник: КС МНЭ РК
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Железнодорожный транспорт | 99 797.3 | 157 957.3 | 120 920.2 | 147 133.3 | -48 306.1 | -94 325.7 | 20 609.9 | 118 180.1 | 14 395.7 |
Автомобильный и городской электрический | 1 105.6 | 976.7 | 7 078.4 | 46 977.0 | -3 594.4 | -24 266.8 | 6 404.9 | 14 500.1 | -33 010.8 |
Транспортирование по трубопроводу | 103 626.1 | 101 917.5 | 143 618.6 | 178 328.6 | 220 112.6 | -678 395.7 | 586 870.6 | 673 688.7 | 485 551.6 |
Внутренний водный | 3 040.9 | 41.6 | 104.5 | -1.2 | -589.3 | -320.7 | -2 693.3 | 6.6 | 302.9 |
Воздушный | 10 949.2 | 29 070.4 | 12 740.8 | 12 604.1 | 2 797.5 | 13 591.0 | -427.7 | 15 867.7 | 607.3 |
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность | 26 846.9 | 85 293.7 | 116 802.4 | 110 009.3 | 59 562.0 | -278 659.7 | -340 936.9 | 113 459.5 | 203 634.2 |
Одним из важнейших показателей организации работы железнодорожного транспорта является участковая скорость, которая выражает среднюю скорость движения поездов между станциями технического осмотра составов и смены локомотивных бригад.
На рисунке 3 показана динамика изменения участковой скорости в км/ч и среднесуточной производительности грузовых вагонов в тонно-километрах.
Рисунок 3. Среднесуточная производительность грузовых вагонов и участковая скорость. Источник: КС МНЭ РК
Мы видим, что оба показателя росли в обозреваемый период. Для сравнения отметим, участковая скорость в России в 2018 г. составила 40,8 км/ч (данные с сайта АО РЖД).
Отметим также, что корреляция между участковой скоростью и производительностью вагонов равна 0,83.
Скорость зависит от многих показателей, включая долю двухпутных дорог и состояние локомотивного парка.
За 2010 – 2018 гг. по данным КС МНЭ РК, длина двухпутных и более дорог увеличилась с 4 800 км до 4 945,5 км. Доля в общей протяженности дорог составляет на конец 2018 г. 30,8%.
На рисунке 4 показана динамика изменения парка локомотивов и доля тех из них, которым больше 20 лет.
Рисунок 4. Показатели по парку локомотивов. Источник: КС МНЭ РК
Мы видим, что локомотивный парк, конечно, старый, но процесс омолаживания налицо, в том числе за счет выбытия устаревших локомотивов.
Некоторый интерес представляет то, как менялся баланс ответов по изменению грузооборота в рамках конъюнктурных обследований, представленный на рисунке 5. Если больше тех, у кого грузооборот увеличился, то знак будет положительный. Если их меньше, то знак, соответственно, отрицательный.
Рисунок 5. Баланс ответов по изменению грузооборота. Источник: КС МНЭ РК
Мы видим выраженную сезонность: в первом и четвертом кварталах ситуация хуже, чем во втором и третьем кварталах.
Но также мы видим, что начиная с четвертого квартала положительной разницы в ответах нет, что говорит о том, что значительная часть транспортных предприятий испытывает трудности.
Было бы интересно посмотреть на соотношение собственного производства и импорта транспортных средств, но данные от источника к источнику отличаются, а порой даже и исключают друг друга.
Как и в других отраслях, в транспорте и складирование состояние дел более или менее удовлетворительное, но способности к прорыву, рывку не видно.
Фото: almaty.tkavega.kz.