Наброски портрета нашей экономики. Часть 8

2393 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 16 Янв 2020, 11:00

В транспорте и складировании состояние дел более или менее удовлетворительное, но способности к рывку не видно

Транспорт и складирование

Данных по складированию очень мало, можно сказать, практически нет, поэтому речь в основном пойдет о транспорте.

На рисунке 1 показана динамика перевозки грузов всеми видами транспорта к 2009 г.

Рисунок 1. Индекс перевозки грузов к 2009 г. Источник: КС МНЭ РК

В среднем перевозка грузов росла на 7,3% в год, при том, что ВДС отрасли в этот же период росла на 6,1% в год.

Интересна будет и динамика цен на грузоперевозки. Правда, не удалось найти данных по железной дороге после 2016 г. (может плохо искал?). Поэтому будем сравнивать индекс цен для всех видов грузового транспорта с автомобильным транспортом.

Рисунок 2. Индексы цен для всех видов грузового и автомобильного транспорта. Источник: КС МНЭ РК

Основной вклад в рост цен по всем видам транспорта вносил железнодорожный. И разница с автомобильным и другими видами транспорта очень большая.

Прибыль (убыток) транспортных предприятий до налогообложения показаны в таблице 1.

Таблица 1. Прибыль (убыток) предприятий транспорта до налогообложения, млн. тенге. Источник: КС МНЭ РК

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Железнодорожный транспорт

99 797.3

157 957.3

120 920.2

147 133.3

-48 306.1

-94 325.7

20 609.9

118 180.1

14 395.7

Автомобильный и городской электрический

1 105.6

976.7

7 078.4

46 977.0

-3 594.4

-24 266.8

6 404.9

14 500.1

-33 010.8

Транспортирование по трубопроводу

103 626.1

101 917.5

143 618.6

178 328.6

220 112.6

-678 395.7

586 870.6

673 688.7

485 551.6

Внутренний водный

3 040.9

41.6

104.5

-1.2

-589.3

-320.7

-2 693.3

6.6

302.9

Воздушный

10 949.2

29 070.4

12 740.8

12 604.1

2 797.5

13 591.0

-427.7

15 867.7

607.3

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

26 846.9

85 293.7

116 802.4

110 009.3

59 562.0

-278 659.7

-340 936.9

113 459.5

203 634.2

 

Одним из важнейших показателей организации работы железнодорожного транспорта является участковая скорость, которая выражает среднюю скорость движения поездов между станциями технического осмотра составов и смены локомотивных бригад.

На рисунке 3 показана динамика изменения участковой скорости в км/ч и среднесуточной производительности грузовых вагонов в тонно-километрах.

Рисунок 3. Среднесуточная производительность грузовых вагонов и участковая скорость. Источник: КС МНЭ РК

Читайте также
Наброски портрета нашей экономики. Часть 7

Мы видим, что оба показателя росли в обозреваемый период. Для сравнения отметим, участковая скорость в России в 2018 г. составила 40,8 км/ч (данные с сайта АО РЖД).

Отметим также, что корреляция между участковой скоростью и производительностью вагонов равна 0,83.

Скорость зависит от многих показателей, включая долю двухпутных дорог и состояние локомотивного парка.

За 2010 – 2018 гг. по данным КС МНЭ РК, длина двухпутных и более дорог увеличилась с 4 800 км до 4 945,5 км. Доля в общей протяженности дорог составляет на конец 2018 г. 30,8%.

На рисунке 4 показана динамика изменения парка локомотивов и доля тех из них, которым больше 20 лет.

Рисунок 4. Показатели по парку локомотивов. Источник: КС МНЭ РК

Мы видим, что локомотивный парк, конечно, старый, но процесс омолаживания налицо, в том числе за счет выбытия устаревших локомотивов.

Некоторый интерес представляет то, как менялся баланс ответов по изменению грузооборота в рамках конъюнктурных обследований, представленный на рисунке 5. Если больше тех, у кого грузооборот увеличился, то знак будет положительный. Если их меньше, то знак, соответственно, отрицательный.

Рисунок 5. Баланс ответов по изменению грузооборота. Источник: КС МНЭ РК

Читайте также
Наброски портрета нашей экономики. Часть 6

Мы видим выраженную сезонность: в первом и четвертом кварталах ситуация хуже, чем во втором и третьем кварталах.

Но также мы видим, что начиная с четвертого квартала положительной разницы в ответах нет, что говорит о том, что значительная часть транспортных предприятий испытывает трудности.

Было бы интересно посмотреть на соотношение собственного производства и импорта транспортных средств, но данные от источника к источнику отличаются, а порой даже и исключают друг друга.

Как и в других отраслях, в транспорте и складирование состояние дел более или менее удовлетворительное, но способности к прорыву, рывку не видно.

Фото: almaty.tkavega.kz.

журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Власть Казахстана. Штрихи к портрету
Динамика концентрации личной власти в стране
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Подгорное: чем ныне живёт старый казачий выселок, откуда уехали русские
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Павлодарский судья передал прокурорам СКО, чтобы не глупили
У нас, чтобы порадеть родному человечку в погонах, могут попытаться сделать дурачком любого
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Кучу нарушений нашли в школьных столовых Актобе общественники
Но в ответ их обвинили в ущемлении прав бизнеса и потребовали привлечь к ответственности
Вокруг трамвайного парка Усть-Каменогорска сгущаются тучи
Администрация города недовольна работой его бессменного руководства
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
В Петропавловске опровергли слухи о прорыве дамбы
Город активно готовится к пику третьей волны паводка
В Талдыкоргане с насиженных мест выгнали уличных торговцев
Теперь на этой территории начали прокладывать пешеходные дорожки
Как судебные исполнители доводят людей до отчаяния
Почему исполнение решений суда превратилось в "охоту за головами"
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.