Наброски портрета нашей экономики. Часть 8

1998 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 16 Янв 2020, 11:00

В транспорте и складировании состояние дел более или менее удовлетворительное, но способности к рывку не видно

Транспорт и складирование

Данных по складированию очень мало, можно сказать, практически нет, поэтому речь в основном пойдет о транспорте.

На рисунке 1 показана динамика перевозки грузов всеми видами транспорта к 2009 г.

Рисунок 1. Индекс перевозки грузов к 2009 г. Источник: КС МНЭ РК

В среднем перевозка грузов росла на 7,3% в год, при том, что ВДС отрасли в этот же период росла на 6,1% в год.

Интересна будет и динамика цен на грузоперевозки. Правда, не удалось найти данных по железной дороге после 2016 г. (может плохо искал?). Поэтому будем сравнивать индекс цен для всех видов грузового транспорта с автомобильным транспортом.

Рисунок 2. Индексы цен для всех видов грузового и автомобильного транспорта. Источник: КС МНЭ РК

Основной вклад в рост цен по всем видам транспорта вносил железнодорожный. И разница с автомобильным и другими видами транспорта очень большая.

Прибыль (убыток) транспортных предприятий до налогообложения показаны в таблице 1.

Таблица 1. Прибыль (убыток) предприятий транспорта до налогообложения, млн. тенге. Источник: КС МНЭ РК

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Железнодорожный транспорт

99 797.3

157 957.3

120 920.2

147 133.3

-48 306.1

-94 325.7

20 609.9

118 180.1

14 395.7

Автомобильный и городской электрический

1 105.6

976.7

7 078.4

46 977.0

-3 594.4

-24 266.8

6 404.9

14 500.1

-33 010.8

Транспортирование по трубопроводу

103 626.1

101 917.5

143 618.6

178 328.6

220 112.6

-678 395.7

586 870.6

673 688.7

485 551.6

Внутренний водный

3 040.9

41.6

104.5

-1.2

-589.3

-320.7

-2 693.3

6.6

302.9

Воздушный

10 949.2

29 070.4

12 740.8

12 604.1

2 797.5

13 591.0

-427.7

15 867.7

607.3

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

26 846.9

85 293.7

116 802.4

110 009.3

59 562.0

-278 659.7

-340 936.9

113 459.5

203 634.2

 

Одним из важнейших показателей организации работы железнодорожного транспорта является участковая скорость, которая выражает среднюю скорость движения поездов между станциями технического осмотра составов и смены локомотивных бригад.

На рисунке 3 показана динамика изменения участковой скорости в км/ч и среднесуточной производительности грузовых вагонов в тонно-километрах.

Рисунок 3. Среднесуточная производительность грузовых вагонов и участковая скорость. Источник: КС МНЭ РК

Читайте также
Наброски портрета нашей экономики. Часть 7

Мы видим, что оба показателя росли в обозреваемый период. Для сравнения отметим, участковая скорость в России в 2018 г. составила 40,8 км/ч (данные с сайта АО РЖД).

Отметим также, что корреляция между участковой скоростью и производительностью вагонов равна 0,83.

Скорость зависит от многих показателей, включая долю двухпутных дорог и состояние локомотивного парка.

За 2010 – 2018 гг. по данным КС МНЭ РК, длина двухпутных и более дорог увеличилась с 4 800 км до 4 945,5 км. Доля в общей протяженности дорог составляет на конец 2018 г. 30,8%.

На рисунке 4 показана динамика изменения парка локомотивов и доля тех из них, которым больше 20 лет.

Рисунок 4. Показатели по парку локомотивов. Источник: КС МНЭ РК

Мы видим, что локомотивный парк, конечно, старый, но процесс омолаживания налицо, в том числе за счет выбытия устаревших локомотивов.

Некоторый интерес представляет то, как менялся баланс ответов по изменению грузооборота в рамках конъюнктурных обследований, представленный на рисунке 5. Если больше тех, у кого грузооборот увеличился, то знак будет положительный. Если их меньше, то знак, соответственно, отрицательный.

Рисунок 5. Баланс ответов по изменению грузооборота. Источник: КС МНЭ РК

Читайте также
Наброски портрета нашей экономики. Часть 6

Мы видим выраженную сезонность: в первом и четвертом кварталах ситуация хуже, чем во втором и третьем кварталах.

Но также мы видим, что начиная с четвертого квартала положительной разницы в ответах нет, что говорит о том, что значительная часть транспортных предприятий испытывает трудности.

Было бы интересно посмотреть на соотношение собственного производства и импорта транспортных средств, но данные от источника к источнику отличаются, а порой даже и исключают друг друга.

Как и в других отраслях, в транспорте и складирование состояние дел более или менее удовлетворительное, но способности к прорыву, рывку не видно.

Фото: almaty.tkavega.kz.

журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Не Бишимбаев, а его брат - показатель болезни нашего общества
Когда у нас стукачи превратятся в людей с правильной гражданской позицией
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Жителю ВКО суд запретил таксовать в Казахстане
Судоисполнитель через суд лишил должника водительского удостоверения
В Актобе объявили режим ЧС
Аким Актобе обратился к актюбинцам, которых власти до этого успокаивали и обещали, что ничего страшного не будет
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.