Как расходовало в уходящем году народные деньги ведомство Мухамедиулы
В последние дни уходящего года на обсуждении законопроекта «О киноиндустрии» в мажилисе депутаты и представители Минкульта озвучили несколько идей, в том числе о том, чтобы прекратить финансирование государственной киностудии «Казахфильм».
В последние годы государственные вливания в «Казахфильм» составляли порядка 5 миллиардов тенге в год. При этом, как справедливо отметил министр Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке) профита от проектов киностудии было немного.
И кино не единственная культурная отрасль, где результат отнюдь не всегда прямо пропорционален бюджету, хотя, конечно, самая дорогостоящая.
Если Голливуд нельзя покорить, его можно построить
На обсуждении в парламенте в очередной раз подняли вопрос о том, чтобы трансформировать «Казахфильм» из производственной компании в туристическую достопримечательность по принципу студии Universal.
Слава «Диснейленда» и прочих «лендов» давно не дает покоя разработчикам культурной политики страны, правда, дальше разговоров дело пока не двигается.
Кроме того, кто был хоть раз на киностудии в Алматы, понимает, что аттракцион из нее выйдет сомнительный: максимум – можно бесславно (но эффектно) заблудиться в пустых коридорах.
Что же до производства фильмов, то в 2017 году бюджет был затрачен на два крупных игровых проекта, которые увидят свет в лучшем случае в следующем году: «Томирис» и «Путь лидера. В эпицентре мира», причем обоими руководит Акан САТАЕВ.
В производстве была и еще одна крупная историческая лента – «Балуан Шолак» Нургельды САДЫГУЛОВА, но о ее дальнейшей судьбе пока молчат.
Фильм Балуан Шолак. В центре - исполнитель главной роли Еркебулан Дайыров.
Тем временем, частные студии научились снимать по-настоящему недорогое кино вменяемого качества.
Средний бюджет казахстанской комедии редко стал превышать 100 тысяч долларов, а при таких затратах уже достаточно регулярно идет разговор не то чтобы об окупаемости независимых фильмов, но и о внушительных заработках продюсеров.
К примеру, один из самых раскрученных фильмов года «Неделимое» (это, кстати, не комедия, а уже подзабытый жанр криминальной драмы) стоил около 60 тысяч, еще 30 тысяч вложили в промоушн.
О дорогом независимом кино в этом году речь зашла только однажды, да и то по ошибке. Режиссер комедии «Больше, чем кино» Аскар БИСЕМБИН на пресс-конференции в честь премьеры фильма отшутился и на вопрос журналиста о бюджете картины сказал: 900 тысяч долларов.
Журналист оказался доверчивым, без чувства юмора и критического мышления, и одно информационное агентство, ничтоже сумняшеся, так и объявило в ленте: дескать, снятый в одном павильоне без технических изысков фильм обошелся почти в миллион.
Ну да ладно, посмеялись – и забыли. Тем более, что «Больше, чем кино» особым событием для зрителей не стал.
Или в долг, или без толку
В этом году на фоне скандала с Тунгышбаем ЖАМАНКУЛОВЫМ, которого, напомню, обвиняли в растрате денег, выделенных на съемку фильма «Феникс», где тот выступал продюсером, родилось новое театральное объединение.
Директоры алматинских государственных театров создали Ассоциацию театров, главным в которой стал худрук театра драмы имени Ауэзова Асанали АШИМОВ.
Так совпало, что Ашимову в этом году исполнилось 80 лет, и новоиспеченная организация за счет казны устроила патриарху знатное чествование: в столице летом провели всемирный (!) театральный фестиваль «Астана» к юбилею деятеля.
На открытии фестиваля Астана. Асанали Ашимов и Арыстанбек Мухамедиулы.
Только на первом этапе вливания в проект превысили 90 миллионов тенге, общий же бюджет фестиваля озвучен не был.
Зато огласили, что в Казахстан специально на «Астану» приедут именитые режиссеры и театроведы, как следует из статуса мероприятия, со всего мира.
Состав экспертов, однако, оказался совсем не звездным, но и они в малочисленных интервью отмечали по большей части казахское гостеприимство, а не качество казахского театра.
Зато единственный в стране независимый театральный фестиваль «Откровение» в этом году закончился с убытками.
Директор Ольга СУЛТАНОВА озвучила, что осталась должна партнерам 9,5 миллиона тенге.
При этом бюджет «Откровения» в 2017 году едва превысил 23 миллиона (была обнародована цифра в 57,7 тысяч евро), зато на него приехали продюсеры крупных фестивалей из России, СНГ и стран Евросоюза. И по итогам фестиваля спектакли Немецкого театра, ARTиШОКа и театра имени Ауэзова были приглашены на гастроли за рубеж.
Уроки литературы
И про историю даже менее массовую, чем театр – про отечественную литературу. В декабре самой обсуждаемой темой среди причастных стали итоги международного литературного конкурса «Рух», о приеме заявок на который неожиданно объявили всего за три недели до оглашения победителей.
Сообщается, что на конкурс было подано порядка тысячи заявок, и литературная общественность недоумевала: как жюри сможет все эти работы изучить, если учесть, что только романов было несколько десятков. Итоги, однако, опубликовали в срок, но и тут загвоздка: о большинстве победителей никто из именитых казахстанских литераторов даже не слышал, и никакой информации об их творениях онлайн тоже не существует.
Ну и самое интересное в истории с «Рухом»: его бюджет составил 24 миллиона тенге. Что называется, спешно освоили.
Ну и опять для сравнения негосударственные кейсы. В южной столице уже много лет функционирует ОЛША – Открытая литературная школа Алматы.
Пройдя предварительный конкурс, обучиться в ней может любой желающий – всего за 10 000 тенге в месяц (кто конкурс не прошел, тоже может, но чуть дороже).
Преподают в школе действующие педагоги и литераторы, а ее выпускники год за годом покоряют конкурсы, премии и фестивали.
К примеру, в декабре стартовали продажи романа «Level Up. Рестарт» Данияра СУГРАЛИНОВА, который эту книгу писал как раз как курсовую работу в ОЛША.
Роман издан московским издательством и готовится к переводу на английский.
Другой пример, как обогатить отечественную литературу почти даром, - лаборатория драматургии ДрамаKZ, которая прошла в Алматы осенью.
Продюсер Айгуль СУЛТАНБЕКОВА получила грант от союза театральных деятелей России, который оплатил прилет и гонорар куратору лаборатории, московскому драматургу Олжасу ЖАНАЙДАРОВУ.
По итогам проекта его участники написали 13 пьес для театра, все они прозвучали в форме ридинга со сцены русского драмтеатра имени Лермонтова.
При этом, по словам Султанбековой, затраты на лабораторию с казахстанской стороны составили ноль тенге, если не считать «натуральную» помощь, которую оказали партнеры – локации, промоушн, полиграфия и другое. Возьмет ли какой-нибудь отечественный театр пьесы, написанные участниками, пока, правда, еще неизвестно - ждем.
Вывод из всех этих подсчетов двоякий. С одной стороны, радостно, что государство не жалеет денег на культурные проекты, и финансирование из казны порой в разы превышает частные вливания. С другой - оно отчего-то совсем не заинтересовано в эффективности, и народные деньги просто летят на ветер. Вот такие итоги года.
Фото: Руслан Канабеков (bnews.kz) и из открытых источников.