Кино - искусство коллективное: без фонда не обойтись

2127 просмотров
0
Болат АБИЛКАСИМОВ
Вторник, 26 Дек 2017, 18:30

Депутаты знают, почему молодежь не смотрит казахстанские фильмы

Читайте также
Тамара Дуйсенова уходить не собирается

Финансирование государством производства фильмов в полном объеме, включая прокат, породило массу проблем в казахстанской киноиндустрии. Среди них – ограниченное число выпускаемых картин и их слабое коммерческое продвижение на рынке.

С таким заявлением выступил министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке) во вторник, 26 декабря, презентуя в мажилисе законопроект «О кинематографе».

- Предлагаемая в законопроекте схема финансирования прежде всего рассчитана на четкую градацию фильмов по объемам их финансирования. В полном объеме будут финансироваться только фильмы, имеющие высокую социальную значимость. В первую очередь исторические картины, патриотические фильмы, события, документальные, анимационные, дебютные картины. Все остальные фильмы, так называемые массовые, коммерческие проекты, будут финансироваться частично на условиях привлечения инвесторов, частного капитала. К примеру, при рассмотрении заявок одним из критериев кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя. Согласно этой модели, мы ожидаем, что уже к 2021 году мы значительно увеличим количество производимых фильмов и на 30 процентов разгрузим государственный бюджет, - сообщил он.

Кроме того, по словам министра, законопроектом инициируется возможность возврата затраченных государством средств.

- Согласно предложенным нормам, лица, получившие финансовую господдержку на производство социально значимых фильмов до 100 процентов, будут обязаны осуществлять отчисления в Фонд поддержки кино с доходов от проката в объеме 20 процентов. Остальные получатели – в объеме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены на производство нового кино, - сказал чиновник.

Пойти на столь кардинальные меры заставила ситуация вокруг «Казахфильма». Арыстанбек Мухамедиулы не скрывал своего критического настроя по отношению к организации.

Читайте также
Как имели средства Нацфонда, так и будем иметь

- У нас уникальная ситуация: сейчас «Казахфильм» и сам деньги распределяет, и сам фильмы производит, и госфильмофонд там… - отметил он.

- И сам же оценку производит, - подсказали ему из зала депутаты.

- Да, - согласился министр, - поэтому законопроектом мы создаем отдельный государственный фонд, чтобы заниматься дальнейшим его продвижением. Задача режиссера – снять качественный фильм, а с прокатом мы отпустили на свободное плавание: если прокатчики берут, то прокатывают. И поэтому национальные фильмы ставят в неудобное время. А государственный фонд будет непосредственно заниматься прокатом.

При этом Арыстанбек Мухамедиулы уверен, что это позволит повысить качество производимых фильмов.

- Здесь скрывать нечего. Когда мы стопроцентное финансирование даем, хорошо, что у нас есть добросовестные режиссеры. Как в ситуации с «Фениксом» - взяли деньги, 80 процентов обналичили, на 20 процентов сняли маленький тизер, принесли и берите, что есть. И многие фильмы вот такие у нас. Потому что свои деньги не вкладывают, - считает он.

Между тем парламентарии задались вопросом, как будет оцениваться работа режиссера.

- Если плохой фильм, как мы вернем часть этих вложенных денег? Мы будем обговаривать, какой процент все-таки из этих денег должно возвращаться? – спросила у министра депутат Зауреш АМАНЖОЛОВА (на снимке в центре).

Читайте также
Налоговики идут по молдавскому следу

- Это во всем мире такой четкой градации нет. Вкладываете деньги, от проката кто-то выиграет 200-300 процентов, некоторые, в основном 70 процентов фильмов, в прокате терпят неудачу. Не сказать, что все картины в Голливуде выходят на удачный прокат. Это такой вид искусства, что никто не может гарантировать сколько процентов от проката будет возвращено, - попытался уйти от прямого ответа Мухамедиулы.

- То есть без разницы: хороший фильм выпустил - бәрі бір... - не поняла его мажилисвумен.

- Нет-нет. Смотрите, у нас возврат денег от фильмов есть. Но не так, чтобы 100 процентов. Такого у нас, к сожалению, не было, - заявил чиновник.

- Сколько? Минимально, максимально? – настаивала Аманжолова на конкретике.

И тут министр культуры и спорта рубанул горькую правду.

- Самое большее – это 20 процентов. Опять же мы свои национальные фильмы не защищаем. И поэтому на прокат их не ставят, - ошарашил он всех.

На помощь пришел глава Киноальянса Казахстана Бауржан ШУКЕНОВ (на снимке).

Читайте также
Скандал с Мухамедиулы: восстанет ли «Феникс» из секса?

- Кино – это такой бизнес, он ведь не делается сразу в тот момент, как фильм вышел в прокат. Прокат идет очень долгие годы. Это в кинотеатрах он прошел 2 недели, 1 месяц, и мы говорим, что он собрал такие деньги.

Но фактически возврат денег идет очень долго. Сейчас мы не можем сказать, что этот фильм собрал 20 процентов. С годами эти деньги государству в любом случае возвратятся, - пояснил он.

Тем временем председательствовавший на заседании депутат Бейбит МАМРАЕВ (на снимке) не преминул заметить:

- Почему молодежь иногда не хочет смотреть наши фильмы? Да потому, что даже диалоги пафосные. Понимаете? Слишком уж идеологизированные.

Читайте также
Назван самый коррумпированный госорган в Казахстане

Тем не менее министр культуры и спорта настаивал – создание государственного фонда позволит исправить ситуацию.

При этом он заявил, что фонд, по сути, как продюсерский центр будет заниматься, в частности, более широкой рекламой, чтобы возвратить вложенные в фильмы деньги.

Как рассказал в парламентских кулуарах Арыстанбек Мухамедиулы, на производство национальных фильмов ежегодно выделяется примерно 4,5 млрд тенге.

Эта сумма и перейдет на содержание создаваемого Фонда кино. Причем министр заверил, что большого штата в новой организации не будет, по его словам, максимум человек 10-15.

А вот «Казахфильму», у которого после принятия законопроекта отберут вопросы проката, придется затянуть пояс.

- Задача, чтобы «Казахфильм» зарабатывал сам деньги, - пояснил Арыстанбек Мухамедиулы.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером