Депутаты знают, почему молодежь не смотрит казахстанские фильмы
Финансирование государством производства фильмов в полном объеме, включая прокат, породило массу проблем в казахстанской киноиндустрии. Среди них – ограниченное число выпускаемых картин и их слабое коммерческое продвижение на рынке.
С таким заявлением выступил министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке) во вторник, 26 декабря, презентуя в мажилисе законопроект «О кинематографе».
- Предлагаемая в законопроекте схема финансирования прежде всего рассчитана на четкую градацию фильмов по объемам их финансирования. В полном объеме будут финансироваться только фильмы, имеющие высокую социальную значимость. В первую очередь исторические картины, патриотические фильмы, события, документальные, анимационные, дебютные картины. Все остальные фильмы, так называемые массовые, коммерческие проекты, будут финансироваться частично на условиях привлечения инвесторов, частного капитала. К примеру, при рассмотрении заявок одним из критериев кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя. Согласно этой модели, мы ожидаем, что уже к 2021 году мы значительно увеличим количество производимых фильмов и на 30 процентов разгрузим государственный бюджет, - сообщил он.
Кроме того, по словам министра, законопроектом инициируется возможность возврата затраченных государством средств.
- Согласно предложенным нормам, лица, получившие финансовую господдержку на производство социально значимых фильмов до 100 процентов, будут обязаны осуществлять отчисления в Фонд поддержки кино с доходов от проката в объеме 20 процентов. Остальные получатели – в объеме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены на производство нового кино, - сказал чиновник.
Пойти на столь кардинальные меры заставила ситуация вокруг «Казахфильма». Арыстанбек Мухамедиулы не скрывал своего критического настроя по отношению к организации.
- У нас уникальная ситуация: сейчас «Казахфильм» и сам деньги распределяет, и сам фильмы производит, и госфильмофонд там… - отметил он.
- И сам же оценку производит, - подсказали ему из зала депутаты.
- Да, - согласился министр, - поэтому законопроектом мы создаем отдельный государственный фонд, чтобы заниматься дальнейшим его продвижением. Задача режиссера – снять качественный фильм, а с прокатом мы отпустили на свободное плавание: если прокатчики берут, то прокатывают. И поэтому национальные фильмы ставят в неудобное время. А государственный фонд будет непосредственно заниматься прокатом.
При этом Арыстанбек Мухамедиулы уверен, что это позволит повысить качество производимых фильмов.
- Здесь скрывать нечего. Когда мы стопроцентное финансирование даем, хорошо, что у нас есть добросовестные режиссеры. Как в ситуации с «Фениксом» - взяли деньги, 80 процентов обналичили, на 20 процентов сняли маленький тизер, принесли и берите, что есть. И многие фильмы вот такие у нас. Потому что свои деньги не вкладывают, - считает он.
Между тем парламентарии задались вопросом, как будет оцениваться работа режиссера.
- Если плохой фильм, как мы вернем часть этих вложенных денег? Мы будем обговаривать, какой процент все-таки из этих денег должно возвращаться? – спросила у министра депутат Зауреш АМАНЖОЛОВА (на снимке в центре).
- Это во всем мире такой четкой градации нет. Вкладываете деньги, от проката кто-то выиграет 200-300 процентов, некоторые, в основном 70 процентов фильмов, в прокате терпят неудачу. Не сказать, что все картины в Голливуде выходят на удачный прокат. Это такой вид искусства, что никто не может гарантировать сколько процентов от проката будет возвращено, - попытался уйти от прямого ответа Мухамедиулы.
- То есть без разницы: хороший фильм выпустил - бәрі бір... - не поняла его мажилисвумен.
- Нет-нет. Смотрите, у нас возврат денег от фильмов есть. Но не так, чтобы 100 процентов. Такого у нас, к сожалению, не было, - заявил чиновник.
- Сколько? Минимально, максимально? – настаивала Аманжолова на конкретике.
И тут министр культуры и спорта рубанул горькую правду.
- Самое большее – это 20 процентов. Опять же мы свои национальные фильмы не защищаем. И поэтому на прокат их не ставят, - ошарашил он всех.
На помощь пришел глава Киноальянса Казахстана Бауржан ШУКЕНОВ (на снимке).
- Кино – это такой бизнес, он ведь не делается сразу в тот момент, как фильм вышел в прокат. Прокат идет очень долгие годы. Это в кинотеатрах он прошел 2 недели, 1 месяц, и мы говорим, что он собрал такие деньги.
Но фактически возврат денег идет очень долго. Сейчас мы не можем сказать, что этот фильм собрал 20 процентов. С годами эти деньги государству в любом случае возвратятся, - пояснил он.
Тем временем председательствовавший на заседании депутат Бейбит МАМРАЕВ (на снимке) не преминул заметить:
- Почему молодежь иногда не хочет смотреть наши фильмы? Да потому, что даже диалоги пафосные. Понимаете? Слишком уж идеологизированные.
Тем не менее министр культуры и спорта настаивал – создание государственного фонда позволит исправить ситуацию.
При этом он заявил, что фонд, по сути, как продюсерский центр будет заниматься, в частности, более широкой рекламой, чтобы возвратить вложенные в фильмы деньги.
Как рассказал в парламентских кулуарах Арыстанбек Мухамедиулы, на производство национальных фильмов ежегодно выделяется примерно 4,5 млрд тенге.
Эта сумма и перейдет на содержание создаваемого Фонда кино. Причем министр заверил, что большого штата в новой организации не будет, по его словам, максимум человек 10-15.
А вот «Казахфильму», у которого после принятия законопроекта отберут вопросы проката, придется затянуть пояс.
- Задача, чтобы «Казахфильм» зарабатывал сам деньги, - пояснил Арыстанбек Мухамедиулы.
Фото автора.