
30 августа исполняется 30 лет со дня принятия основного закона Казахстана
После распада СССР новые независимые республики оказались перед судьбоносным выбором: каким должно быть их государство и каким путем идти в будущем. Для этого требовалось создать новую правовую систему, венцом которой стала бы Конституция.
Казахстан оказался одной из первых стран, разработавших собственный основной закон. 28 января 1993 года на IX сессии Верховного Совета 12-го созыва была принята Конституция, закрепившая парламентскую модель правления. Однако уже через два года возникла необходимость в новой Конституции, устанавливающей президентско-парламентскую форму государственного устройства.
Такая реформа диктовалась временем: Казахстан укреплял свои позиции на международной арене, развивал транспортные маршруты, налаживал внешнеэкономические связи. В стране начались процессы разгосударствления и приватизации. Верховный Совет 13-го созыва, обладая контрольными функциями, вступал в противоречие с исполнительной властью, что, по мнению правительственных структур, тормозило развитие.
Принято считать, что инициатором новой Конституции стал первый президент Нурсултан Назарбаев. Однако анализ показывает: решение поддерживалось не только им. Чиновники и формировавшиеся социальные группы, позже названные «младотюрками», также настаивали на усилении президентской власти, убеждая, что без этого страна не сможет двигаться вперед.
Кто создавал
Авторский коллектив новой Конституции составили преимущественно ученые: академики Султан Сартаев, Гайрат Сапаргалиев, Салык Зиманов и доктор юридических наук Юрий Басин. На ранних этапах работу координировал Нагашбай Шайкенов.
Ученые спорили о модели государственного устройства. В итоге была принята президентская форма правления. При этом юристы настаивали на системе сдержек и противовесов. Юрий Басин выступал за частную собственность и судебную защиту прав человека, Салык Зиманов – за развитие гражданского общества и четкое разделение властей, тех же позиций придерживался и Гайрат Сапаргалиев.
Однако окончательная редакция Конституции 1995 года отразила не только научные идеи, но и интересы политической элиты. Именно тогда парламент утратил контрольные функции, а исполнительная власть получила значительно больше полномочий.
Главное отличие
Существенное различие Конституций 1993 и 1995 годов заключается в процедуре их принятия. Первая была утверждена депутатами Верховного Совета, вторая – на всенародном референдуме. Это придало новой Конституции особую легитимность: власть разделила ответственность с гражданами и сделала шаг к вовлечению общества в управление страной.
Проект также проходил широкое обсуждение. Более 30 коллективных встреч охватили свыше трех миллионов человек, поступили тысячи замечаний и предложений. Хотя сегодня этот процесс часто критикуют как формальный, он стал важным опытом гражданского участия.
Не менее значимым нововведением стало закрепление Ассамблеи народов Казахстана (впоследствии – народа Казахстана), что можно рассматривать как предвестие идеи «слышащего государства», которую развивает нынешний президент Касым-Жомарт Токаев.
Поправки 2022 года
За три десятилетия Конституция неоднократно менялась, прежде всего в части полномочий президента. Практика показала: чрезмерная концентрация власти тормозит социально-экономическое развитие. Именно поэтому президент Касым-Жомарт Токаев выступил инициатором конституционной реформы.
5 июня 2022 года на республиканском референдуме поправки были поддержаны большинством голосов. Среди ключевых изменений – восстановление Конституционного суда, исключение нормы о «первом президенте», реформирование избирательной системы (возврат мажоритарно-пропорциональной модели, отмена квоты Ассамблеи народа Казахстана, сокращение президентской квоты в Сенате).
По данным опроса КИСИ, проведенного к 30-летию Конституции, четверть граждан одобрили введение единого 7-летнего срока президентских полномочий без права переизбрания. Поддержку получили нормы о принадлежности земли и ее недр народу, а также сокращение числа депутатов Мажилиса.
Результаты опроса свидетельствуют о растущем доверии к власти и восприятии курса на переход к президентско-парламентской модели. Верховенство закона и система сдержек и противовесов постепенно перестают быть декларацией, наполняясь реальным содержанием и формируя основу для дальнейшего развития страны.