За сделку по покупке технологически отсталого завода «Ромпетрол» в Румынии руководители «Самрук-Казыны» и «КазМунайГаза» получили миллионные бонусы
«КазМунайГаз» намерен судиться с правительством Румынии, если не найдет с ним общего языка по-хорошему. Яблоком раздора стал нефтеперерабатывающий комплекс «Ромпетрол», купленный казахстанской нацкомпанией в 2007 году, когда КМГ провозгласила амбициозную цель – стать международной вертикально интегрированной компанией. Подобные амбиции у наших нефтяных генералов возникали периодически, как только мировые цены на нефть круто шли вверх, и исчезали, когда они плавно падали вниз.
До румынского завода был украинский, когда предшественница КМГ – нацкомпания «КазахОйл» – в конце 1999 года взяла в управление Херсонский НПЗ, а позже на приватизационном тендере выкупила контрольный пакет завода вкупе с заправками, рассчитывая закрепиться на европейском бензиновом рынке. Однако вместо дивидендов Херсонский НПЗ принес материнской компании лишь головную боль. Да такую, что спустя три года, в июне 2002 года, тогдашний президент компании Ляззат КИИНОВ, признав убытки от участия в этом проекте в размере «нескольких миллионов долларов», вынужден был констатировать: «Чтобы он (Херсонский НПЗ – О.Ч.) был эффективным, в него нужно вложить 250 миллионов долларов. Лучше бы их вложить в реконструкцию Атырауского нефтеперерабатывающего завода».
В итоге в 2007 году убыточный украинский актив удалось-таки сбыть, однако обещанные миллионы долларов до требующего реконструкции старейшего и наиболее отсталого в технологическом плане Атырауского НПЗ так и не дошли. А пошли они на покупку не менее отсталого завода в румынской Констанце. Причем после покупки 75% акций компании Rompetrol, позже переименованной в KazMunayGas International N.V., казахстанскому инвестору пришлось выкупать оставшийся пакет акций, затем погашать старые долги компании перед правительством Румынии и финансировать программу модернизации. По оценкам из открытых источников, общая сумма средств, инвестированных «КазМунайГазом» в Rompetrol, за 8 лет составила около 4,1 млрд долларов.
Большие деньги счастья не принесли. В мае текущего года прокуратура Румынии наложила арест на активы стоимостью 2,1 млрд долларов, которыми владеет KazMunayGas International, в рамках расследования, связанного с приватизацией Rompetrol в 2000 году. Это, в свою очередь, может заблокировать сделку по продаже 51 процента акций KMG International китайскому инвестору, договоренность о чем уже достигнута.
В четверг, 28 июля, «КазМунайГаз» сообщил, что компания направила властям Румынии официальное письменное уведомление об инвестиционном споре по поводу арестованных активов.
«Мы готовы продолжать работать в Румынии. Однако мы не можем подвергать наш дальнейший капитал риску, если власти Румынии не продемонстрируют уважение перед законом. Если решение не будет найдено, мы готовы использовать все законные средства для защиты наших прав и получения компенсации, включая международный арбитраж против государства», – сказал старший вице-президент KMG International Азамат ЖАНГУЛОВ, слова которого приводятся в сообщении.
«Если соглашение между КМГ и Румынией не будет достигнуто, дело будет переведено и урегулировано Международным центром по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке или Арбитражным институтом Торговой палаты Стокгольма», – отмечается в сообщении.
История приписывает сталинскому наркому железнодорожного транспорта Лазарю КАГАНОВИЧУ фразу, ставшую крылатой: «У каждой аварии есть фамилия, имя и отчество». И не только у аварии. У каждой победы или поражения тоже. Кто же те эксперты и «эффективные менеджеры», принимавшие решение об инвестировании средств национальной компании, а значит, народных денег, в заведомо убыточный актив, отягощенный проблемами, долгами и судебными тяжбами?
Даже если отбросить в сторону досужие разговоры о том, что якобы часть денег из $4 млрд, отправленных из Казахстана в сторону Румынии, до «Ромпетрола» так и не дошли, то, по меньшей мере, за эту сделку отдельные руководители «Самрук-Казыны» и «КазМунайГаза» получили в свое время миллионные бонусы по итогам работы.
И если речь не идет об ответственности за неэффективные управленческие решения, то, может, стоит начать хотя бы с возврата незаслуженно полученных вознаграждений? Иначе мы не застрахованы от того, что спустя пару лет, если цены на нефть опять пойдут вверх, наши нефтяные генералы решат покупать завод где-нибудь в Италии или Болгарии…