Как решить вопрос дефицита бюджета 2025 года
Все мы наблюдаем, как курс тенге по отношению к доллару буквально за пару месяцев ослаб до 480 на фоне снижения трансфертов из Нацфонда. Это очевидная вещь, но не самая важная в текущей ситуации. Больше нас должно беспокоить, как решат вопрос дефицита бюджета 2025 года.
Понятно, что ненефтяных доходов у нас недостаточно для покрытия дефицита, а новый Налоговый кодекс в том варианте, который сейчас представлен публике, очевидно, не решит этот вопрос. При этом нужно понимать, что расходы каждый год растут, и большая часть расходов у нас индексируется, так или иначе, к инфляции: напрямую или через МРП. Это означает, что, даже не принимая дополнительных социальных обязательств, расходы бюджета будут расти. Даже если удастся быстро принять новый кодекс и если учитывать, что большую часть доходов планируют увеличить за счет администрирования, то само администрирование помимо самого кодекса требует очень много подзаконных актов и правил, которые так быстро не разработаешь. Поэтому эффект от администрирования мы в лучшем случае увидим в 2026 году. А инициативы по самим налогам в новом кодексе пока больше направлены на создание новых льгот и арбитражей.
Более того, нужно понимать, что в этом году мы не увидим большого экономического роста, что не позволит сильно расширить налоговую базу, так как на это имеется множество причин. Как бы мы ни создавали в ручном режиме условия для роста экономики, текущая модель априори не позволяет расти на 6% в год, и на это имеется множество причин, вот некоторые из них:
1. Чрезмерные трансферты из Нацфонда в 2024 году сильно укрепили курс тенге к доллару США, из-за чего многие наши производители не могли конкурировать с дешевым импортом, соответственно, при текущей курсовой политике мы сами создаем условия, при которых наши предприятия несырьевого сектора страдают и не могут конкурировать. Мы свой рост производительности труда пока можем поддерживать только за счет обесценения заработной платы за счет инфляции.
2. Высокая базовая ставка и текущее банковское регулирование не стимулируют кредитовать реальный сектор экономики, тем самым мы ограничиваем рост экономики за счет кредитного плеча. Здесь всем проблемы известны, однако предлагаемые решения пока не очевидны. Повышение ставки налогов для банковского сектора нельзя назвать стимулирующей мерой. Вопрос лежит скорее в созданных дисбалансах, которые не стимулируют их кредитовать. К примеру: бесплатные остатки на счетах, регулируемые ставки по валютным депозитам, льготы по КПН по бумагам, чрезмерное регулирование взыскания, отсутствие рынка залогов и так далее.
3. Большая часть кредитования реального сектора базируется на субсидировании процентных ставок, однако объема субсидий катастрофически не хватает, так как денег в бюджете нет, но такая политика привела к ловушке, при которой новые предприятия без субсидий априори проигрывают предприятиям, которые такие субсидии получили. В результате компании не начинают новые проекты, ожидая субсидий, а те компании, которые получили субсидии, монополизируют рынок и не дают в целом развиваться отраслям. Можно легко заметить, что к концу первого квартала обычно все субсидии заканчиваются. Это не стимулирует приток инвестиций и не создает механизма роста экономики. Экономика так устроена, что только конкуренция и равные возможности дают потенциал роста, а когда одни получают субсидии и гарантии, а другие ничего, то в среднем рост будет меньше, чем если бы никто ничего не получал, а эти деньги бы направлялись на инфраструктуру, доступную всем. Это долго расписывать, в следующий раз напишу более подробно.
4. Добыча нефти в этом году не будет соответствовать планам, а это была основная статья роста экономики. Текущий кодекс о недрах так и не стал прорывным, а действующие коллизии в экологическом законодательстве не позволяют дальше развиваться горнорудной промышленности. АЗРК даже отметили неравные условия между крупными нефтяными корпорациями и местными компаниями.
В такой ситуации сильно не позавидуешь экономическому блоку страны, но без общепринятых реформ в экономике, к сожалению, добиться приемлемого экономического роста будет достаточно сложно. Все примерно понимают, какие реформы нужны, но, к сожалению, механизма, как запустить эти реформы, пока нет. Если кратко, то необходимо более радикально сокращать субсидирование реального сектора экономики, реформировать регулирование банковского сектора, принять общемировую практику в Налоговой политике, путем отказа от большинства льгот, внедрением простых понятных налогов без арбитражей, либерализовать цены на регулируемые товары и услуги и продолжать создавать институциональную среду в стране, с целью привлечения инвестиций. Нужно увеличивать инвестиции в инфраструктуру и создавать равные возможности для всех экономических агентов.
Если не будем заниматься экономикой, то накопленные дисбалансы потом дадут знать о себе гораздо сильнее.
Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!